№ 77 от 28 апреля 2010 г.

Авангард в режиме нон-стоп

48-часовой XVI международный фестиваль авангардной музыки “Два дня и две ночи новой музыки” стал заметным событием в культурной жизни Южной Пальмиры.

ОН ПРОХОДИЛ в здании Одесской филармонии, и слушатели на него попадали бесплатно. Правда, в отличие от первых фестивалей, на нынешнем действовал фейс-контроль. Осуществляли его крепкие молодцы, которые по каким-то только им известным признакам могли определить, кто не “готов” к восприятию авангардной музыки.

— Мы очень беспокоились, — говорит президент фестиваля, профессор Фрайбургского музыкального университета Бернгард Вульф, — что нынешней встрече могут помешать мировой финансово-экономический кризис, различные политические проблемы. И вот, когда уже, казалось, были решены все организационные вопросы, началось извержение исландского вулкана, парализовавшее авиасообщение в Европе.

Улыбаясь, президент добавляет, что с подземным монстром удалось “договориться” с помощью монгольского шамана. Вулкан ненадолго приутих, и участники фестиваля из европейских стран, Монголии, Эквадора и Ирана сумели вовремя собраться в Одессе.

В режиме нон-стоп слушатели наслаждались искусством коллектива “Нойе Мюзик Цюрих” из Швейцарии, немецких ансамблей перкуссионистов из Любека и Фрайбургского музыкального университета. Специализирующийся на новой музыке одесский ансамбль “SENZA SFORZANDO” в числе других произведений впервые исполнил сочинение Юлии Гомельской для бандуры и баяна “DiaDem”.

Иранский композитор и музыкант Араш (Мехди) Сейфипур ознакомил нас с экзотическим музыкальным инструментом — иранским сетаром, на котором он совместно с одесским виолончелистом Степаном Макиенко исполнил свои композиции. Эквадорец Риккардо Монтерос поразил слушателей игрой на тибетских чашах. Одесский муниципальный оркестр народных инструментов доказал, что традиционные балалайка и домра также могут быть весьма экзотичными для музыкального авангарда.

Хорошие впечатления оставил мультимедийный проект, посвященный французскому писателю Жоржу Сименону, — совместное произведение видеоартиста из Бельгии Фредди Бонмарьяжа и арт-директора фестиваля, одесского композитора Кармеллы Цепколенко, подготовившей музыкальное сопровождение для фильма. В нем использованы снимки писателя, сделанные во время его путешествия по Африке и Европе в 1933 году. Одесситам они представили возможность заглянуть в прошлое родного города, увидеть, какими были раньше Приморский бульвар, Аркадия.

— Нас радует, — подчеркивала Кармелла Цепколенко, — что лучшие представители и исполнители новой музыки с удовольствием приезжают в весеннюю Одессу — посоревноваться, поэкспериментировать, пообщаться. Фестиваль этот не имеет аналогов не только в Украине, но и в Европе. Кстати, в нашей стране он признан одним из крупнейших, а Европа уже давно внесла его в список важнейших музыкальных событий года.

Одесса.