№ 76 от 27 апреля 2010 г.

Харьковское соглашение — фундамент национальных интересов Украины

Двадцать первого апреля в Харькове президенты Украины и России заключили договоренности поистине исторического значения. Только теперь можно говорить о подлинном преодолении наследства “лихих лет” в отношениях наших братских народов.

Подчеркну при этом, что само присутствие в составе парламентской коалиции коммунистов (а ведь ратификация харьковских договоренностей
с украинской стороны теперь в руках Верховной Рады) является гарантией стремления Киева к солидарности в двусторонних отношениях.

Ведь, в отличие от других входящих в коалицию партий, коммунисты никогда не изменяли ключевой позиции своей внешнеполитической линии — союзным, дружелюбным и взаимовыгодным отношениям с братской Россией.

Экономические выгоды


УКРАИНА впервые за многие годы вышла на отвечающие национальным интересам условия импорта российского газа. Убедитесь сами: теперь скидка в тридцать процентов гарантирована Киеву на все то время, пока Черноморский флот будет находиться в Севастополе. Как результат договоренностей, Россия получает в аренду базу в Севастополе еще на 25 лет с возможностью продления договора на пятилетние сроки.

В обмен на это Украина получает 30-процентную скидку на газ в том случае, если цена тысячи кубометров будет менее 300 долларов, или скидку в 100 долларов за каждую тысячу кубов в случае, если цена будет выше 300 долларов. Цена на газ будет устанавливаться по формуле, определенной ранее (она зависит от мировой цены на топочный мазут).

По мнению ряда экспертов, это соглашение позволит вообще избежать повышения коммунальных тарифов для населения, чего последовательно добивалась КПУ. При этом Украина как государство не теряет контроль над своей газотранспортной системой, хотя лучшим вариантом была бы углубленная кооперация с Россией в сфере ГТС.

Конкретно в этом году Харьковский договор позволит нам сверстать реалистичный бюджет и проявить твердость на переговорах с МВФ. В комплексе с начавшимся ростом экономики — результатом здравой политики коалиционного правительства Партии регионов, Компартии и Блока Литвина — восстановление взаимопонимания по линии Киев — Москва позволит избежать проблем, связанных с наполнением бюджета и Пенсионного фонда.

Как известно, ВВП Украины в первом квартале вырос на 5 процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В марте экономический рост в стране ускорился до 6,8 процента. Это более высокий показатель, чем тот, что заложен в проект бюджета. В главном финансовом документе страны на 2010 год прописана цифра увеличения реального ВВП в размере 3,7 процента. При более высоком, чем ожидалось, росте ВВП дефицит бюджета Украины в 2010 году в 6 процентов вполне приемлем и не должен вызывать нареканий со стороны иностранных и внутренних кредиторов правительства.

Очевидно, что такая оптимистическая картина была бы невозможна, если бы не подписанные 21 апреля договоренности. Более того, по сути, сохранена и упрочена не только социальная безопасность жителей Севастополя, но ожидаются и ощутимые российские вложения в экономику этого особого, уникального региона Украины и Крымской автономии.

По разным оценкам, “газовая инвестиция” России в Украину на протяжении десяти лет составит около 40 миллиардов долларов, то есть 4 миллиарда в год. И что очень важно, новым соглашением ликвидирована вымотавшая украинский бюджет формула “бери или плати”, под которой подписалась в свое время Тимошенко.

А вот сможем ли мы распорядиться блестящим результатом Харьковского договора в интересах большинства украинских граждан — это уже вопрос нашей внутренней политики, конкуренции между программами политических партий.

Геополитические выгоды

ХАРЬКОВСКИМИ договоренностями Россия подчеркнула особую роль Украины на европейском континенте. Именно сейчас мы можем говорить о том, что украинско-российские отношения наполняются реальным содержанием.

Южные рубежи Украины — а это, не будем забывать, северные рубежи беспокойного исламского мира — теперь защищает Черноморский флот России. А украинские ВМС будут выполнять функции, соответствующие внеблоковому государству, не намеренному участвовать ни в “горячих”, ни в “холодных” войнах.

Никто теперь не сможет призывать Украину к ответу за срыв каких-либо газовых поставок в страны Европы. Мы наконец-то обо всем договорились с Россией. Время будет вносить, конечно, свои коррективы. Но репутация Украины как ответственного транзитера и России как ответственного поставщика энергоносителей в ЕС — теперь восстановлена.

“Севастопольская гарантия”, теперь жестко увязанная с газовой, окончательно сняла с повестки дня вопрос интеграции Украины в НАТО. Ведь условия интеграции в НАТО не допускают нахождения на территории страны, претендующей на членство, военных баз стран, не принадлежащих к НАТО. “Севастопольская гарантия” — это и конкретный шаг на пути реализации принципа внеблоковости, который со временем должен найти и соответствующее отражение в Конституции нашего государства и будет толковаться однозначно.

Внутриполитические выгоды

ХАРЬКОВСКИЕ соглашения — это начало выполнения данных избирателям обещаний, это реальное улучшение взаимоотношений с Россией, стремление к восстановлению и продолжению исторической дружбы, братских отношений между нашими народами.

Как ответственная политическая сила коммунисты во всех полезных начинаниях — таких, как возрождение и развитие региональной интеграции на постсоветском пространстве, восстановление в правах русского языка, — будут всячески поддерживать президента и партнеров по коалиции.

Конечно, мы понимаем, что одним из главных мотивов, побудивших Виктора Януковича пойти на эту беспрецедентную договоренность с российским руководством, были и экономические интересы олигархов, поддерживающих партию крупного капитала — Партию регионов. Им позарез нужны энергоносители по доступным ценам, чтобы получать сверхприбыли на их предприятиях.

Но, с другой стороны, доступные цены на энергоносители позволят возродить рентабельность металлургических, химических и прочих предприятий, которые в первую очередь и обеспечивают наполняемость бюджета.

В данном случае форма реализации классовых интересов крупной украинской буржуазии совпала с потребностью большинства наших граждан в экономической стабильности и с их стремлением навсегда оставить в прошлом русофобскую политику “оранжевых”. Наш народ желает возродить и развивать дружественные связи с братским российским народом. Вместе с ним остановить продвижение НАТО на Восток, на земли, политые кровью наших отцов и дедов в их общей борьбе с немецко-фашистскими и прочими завоевателями.

И самое главное: переговорный процесс между Украиной и РФ не только вошел в стадию принятия конструктивных решений, но и в практической плоскости учитываются экономические интересы сторон. Такой переход от хуторянской политики прежнего руководства Украины к политике реалистичной — это, безу­словно, позитивный шаг.

Убежден, что следующим шагом должно стать присоединение Украины к Таможенному союзу, переговоры по созданию Единого экономического пространства. А затем — рассмотрение вопросов (пускай через совместные межгосударственные холдинговые компании) развития отечественного авиастроения, решение проблемы модернизации нашей газотранспортной системы. Если президент Янукович, власть в целом и далее будут последовательны в такой конструктивной позиции, то, несомненно, их надо поддерживать.

В программе КПУ сказано: “Коммунисты против реализации планов включения Украины в военные структуры НАТО, превращения ее в буфер, санитарный кордон между западными государствами и Россией”. Именно к этой цели мы сделали первый шаг.

Напомню: в программе КПУ говорится также: “Непременными условиями скорейшего выхода из кризиса Компартия считает... устранение искусственно созданных препятствий, которые привели к разрушению рациональных партнерских связей и потере традиционных рынков сбыта украинской продукции в России и других республиках... Украина должна активно влиять на углубление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств...”

Первый кирпич в новое здание интеграции положен в Харькове. А Компартия будет продолжать трудную, но результативную работу по “сшиванию” постсоветского пространства.

Первый секретарь ЦК КПУ,

председатель фракции коммунистов

в Верховной Раде Украины.