№ 74 от 23 апреля 2010 г.

Счастье может спуститься с небес

На крыло!

Последние дни были отмечены для украинской авиации, в частности отечественного авиастроения, рядом важных событий. Одним из главных, безусловно, стал состоявшийся в Киеве первый публичный показ новой работы научно-технического комплекса имени Антонова — регионального реактивного самолета Ан-158.

Сказочный ковер-самолет и в подметки ему не годится

НОВОЕ “крылатое чудо”, созданное коллективом госпредприятия “Антонов” (такое название носит сегодня легендарный АНТК), поражает многим. Новый самолет способен летать в условиях крайне низких (до минус сорока градусов) температур и при тропическом зное. Особенности его корпуса, усовершенствованная конструкция крыла позволяют делать каждый полет экономичней, сокращать (на 10–17 процентов) потребление топлива, эксплуатационные расходы. Умные приборы, которыми начинена кабина пилотов, дают возможность летать даже при полном отсутствии видимости, делают взлет и приземление надежными и безопасными. Без посадки самолет преодолевает расстояние в две с половиной-три тысячи сто километров (в зависимости от загрузки).

Созданная на базе реактивного самолета Ан-148, новая машина превзошла своего предшественника по целому ряду характеристик. Число пассажирских мест здесь увеличено до 99, салон стал на 2,5 метра длиннее, увеличился объем багажных полок, изменилась внутренняя компоновка, улучшились экологические показатели.

Как сказал корреспонденту “РГ” президент-генконструктор “Антонова” Дмитрий Кива, в зависимости от комплектации стоимость одного Ан-158 составит 25-30 миллионов долларов. “Заказы есть, и мы готовим уже контракты. В следующем году планируем поставить десять таких машин заказчикам, — заметил он. И добавил: — Поскольку в кризисный период с финансами всем тяжело, было бы правильно использовать лизинг — отдавать самолеты “в аренду” с последующим выкупом. Хотите знать, когда состоится первый публичный полет 158-го? Отвечу: 9 мая. В День Победы...”

Заинтересованность в приобретении нового украинского самолета уже выразили авиаперевозчики России, стран Азии, Африки и Латинской Америки. Словом, перспективы здесь хорошие. Однако нынешнее состояние нашей тяжело больной экономики таково, что без финансовой и технической поддержки России не обойтись. Чтобы новый самолет действительно стал на крыло, правильно было бы договориться о содружестве, к примеру, с Воронежским заводом, где уже производят Ан-148...

Вместе мы вдвое сильней

ТАК ДУМАЮТ, уверен, и авиастроители. И не случайно презентация Ан-158 проходила накануне визита президента России Дмитрия Медведева в Украину. Не случайно и первый публичный полет новинки назначили на 9 мая — день нашего общего праздника. И это радует. Ведь совместное авиастроительное производство может стать визитной карточкой успешного межгосударственного сотрудничества. Сотрудничества уважительного и взаимовыгодного.

В отличие от украинской, российская сторона последовательно отстаивала идею сближения авиастроительных предприятий. Премьер-министр Владимир Путин еще в прошлом году отметил: “Уровень кооперации между украинскими и российскими производителями очень часто такой, что друг без друга они просто встанут, не будут существовать. Это относится и к самолетостроению”. Сегодня справедливость такого вывода подтверждает и руководитель российского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец, подчеркивая, что концерн “Антонов” еще со времен СССР остается “главной школой проектирования самолетов, мозговым центром отрасли”, без которого не могут обойтись российские предприятия-производители”. Кроме то­го, у нас делают современные авиадвигатели. А российские предприятия поставляют для новых самолетов более половины комплектующих. Словом, в этом сложном производстве задействованы до 200 украинских и российских предприятий. И разорвать эти связи, к чему постоянно призывают “національно-свідомі”, означает просто уничтожить отрасль.

Говоря о перспективах сотрудничества в авиастроении, российская сторона отмечает многие положительные качества украинских самолетов. Например, Ан-148 чуть ли не на 10 миллионов долларов дешевле зарубежных аналогов. И при этом, как заметил на днях глава российского правительства, значительно экономичнее и выносливее. “Очень хорошая получилась машина. Двигатели высоко стоят, садится на грунтовые полосы, спокойно взлетает... Можно использовать в любом регионе”, — сказал он. Еще более интересным обещает быть Ан-158 — самолет, не имеющий аналогов по возможностям эксплуатации в экстремальных погодных и взлетно-посадочных условиях. И это тоже отметила российская сторона, подчеркнув, что производство таких машин, их вариантов (самолета элит-класса Ан-168 и грузовой версии — Ан-178), станет в сфере гражданской и военно-транспортной авиации основой долгосрочного и плодотворного сотрудничества.

“Нет более перспективной отрасли, в которой ощутимого совместного успеха можно было бы добиться так быстро”, — говорят эксперты. И к ним стоит прислушаться. Ведь авиастроение могло бы не только принести значительные средства в бюджеты двух стран (вспомним, стоимость одного Ан-158 составляет около 30 миллионов долларов, “Руслана” — около 200 миллионов), но и позволило бы усилить позиции Украины и России на внешних рынках. Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь подтвердил, что именно авиастроение является одной из наиболее перспективных сфер успешного сотрудничества Украины и РФ. “Россия уже сделала ставку на сотрудничество с концерном “Антонов”. Украине, если она хочет конкурировать с ведущими мировыми производителями, нужно сделать то же самое. Углубить сотрудничество с партнером. Либо сделать колоссальные инвестиции в отрасль”, — полагает эксперт. И с ним трудно не согласиться.

Пример отважного экипажа

И ЕЩЕ об одном “не совсем авиационном”, но все же касающемся темы разговора факте. В ноябре-декабре 2011 года четверо наших земляков в составе интернационального экипажа хотят совершить перелет, требующий безумной выдержки и храбрости, — с Северного на Южный полюс, дабы привлечь внимание к проблеме глобального потепления. “В мире это первый такой перелет, — говорит член экипажа, украинский писатель Константин Могильник. — По прогнозам ученых, к 2014 году на Северном полюсе из-за таяния ледников уже невозможно будет приземлиться. Так вот, мы хотим, чтобы свои усилия политики направили не на разжигание страстей, а на сотрудничество, совместное решение наших общих проблем”.

Четыре украинца, россиянин и американец полетят на небольшом Douglas DC-3. “Идеолог” полета Джон Ривард из Сан-Франциско за штурвалом с 1967 года. Он будет капитаном. Герой России, летчик-космонавт Юрий Лончаков — второй пилот. Украинцы — члены воздушной команды. Преодолеть дорогу в один конец отважный экипаж думает за полторы-две недели. Столько же времени потребуется и на обратный путь. Питаться на самолете будут сладким и кашами: медом, сухофруктами, овсянкой, гречкой, травяным чаем. А приземлиться смельчаки планируют в Киеве...

Намерение украинцев, русского и американца объединиться для решения общей проблемы показывает: люди понимают важность совместных действий, направленных на общее благо. Этому правилу должны следовать и “отцы державы” — те, от кого зависит здоровье и благополучие не только авиастроительной отрасли, но и всей Украины. Раньше этим правилом пренебрегали. Что из этого получилось, все видят. Не помогли нам и небеса. Великолепная машина Ан-148, созданная конструкторами АНТК и принятая на ура всем миром, так и не поднялась на крыло, не принесла Украине счастья — авиапром оказался на грани разрухи. Неужто и теперь будем наступать на те же грабли?