№ 93 от 05 июля 2006 г.

Концерновые скандалы

сопровождают правительство в его стремлении собрать воедино ведущие отрасли промышленности

Как известно, в ходе реформирования отечественной авиационной промышленности в единую корпорацию были слиты ведущие предприятия отрасли. В нее вошли Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова, авиастроительный завод “Авиант”, Завод № 410 гражданской авиации, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие. Правда, отрасль лишилась генерального конструктора Петра Балабуева, выступавшего против правительственной затеи. Да и много грязи было вылито друг на друга в ходе публичного выяснения финансовых отношений АНТК и ХГАПП.

Еще не успели стихнуть громкие скандалы авиапрома, связанные с отставками и финансовыми тяжбами в судах, как поднимается скандал в энергетическом машиностроении. В этой отрасли правительство тоже взялось за создание концерна. На мартовском совещании в Харькове, где обсуждались проблемы энергетической безопасности страны, и.о. премьера Юрий Ехануров сообщил, что в концерн войдут государственные предприятия “Электротяжмаш”, Харьковский электромеханический завод, Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко, а также ОАО “Турбо­атом”. Он указал, что создание объединения позволит Украине стать одним из мировых лидеров энергетического машиностроения и серьезно конкурировать на этом рынке. Здесь заказчики предпочитают иметь дело с партнером в виде одного юридического лица, чтобы покупать готовые станции “под ключ”. Такую функцию и должен был взять на себя госконцерн “Укрэнергомаш” под эгидой Минпромполитики.

Эту идею неоднозначно восприняли как на местах, так и на и верхах. “Все разговоры о слиянии ведутся за нашей спиной. На приезд Юрия Еханурова нас не приглашали, поэтому о стратегии правительства знаю понаслышке”, — сообщил директор Харьковского электромеханического завода Евгений Яблонский. Он высказался за объединение предприятий в широком смысле слова, но против присоединения ХЭМЗа к “Электротяжмашу”, о чем упорно говорят областные влас­ти. Слияние этих заводов, утверждает губернатор Арсен Аваков, спасет первый от разграбления и ухода из-под государственного контроля.

По мнению директора “Электротяжмаша” Виталия Чердника, корпорация позволит соединить усилия украинских производителей в сфере внешней торговли в одних руках. “Сможем освоить комплектные поставки турбин и турбогенераторов”, — отметил он.

Директор Харьковского приборостроительного завода им. Шевченко Николай Гора на наш вопрос относительно будущего предприятия при вхождении в концерн высказался неопределенно: “Время покажет”.

Категорически против энергомашиностроительного холдинга выступил генеральный директор “Турбоатома” Анатолий Бугаец. На совещании в присутствии и.о. премьера и и.о. министра промполитики он сказал, что не известно с кем и на каких условиях объе­диняться. Да и предприятия принадлежат к разным отраслям. Если “Турбоатом” относится к энергомашиностроению, то электромеханический и завод и “ Электротяжмаш” — электротехпрому. А завод имени Шевченко вообще предприятие ВПК, специализирующееся на изготовлении приборов и систем. Да и финансовое положение у всех разное. Половина кандидатов в концерн еле-еле сводят концы с концами. Такое кризисное состояние участников объединения может привести к убыточности будущего концерна.

И.о. премьера пообещал с ходу не принимать ответственных решений. Получилось по-иному. Правительство в мае утвердило постановление об объединение вышеназванных предприятий в единый концерн. Однако, Фонд госимущества выступил против участия в корпорации “Турбоатома”. Его председатель Валентина Семенюк, пребывая в Харькове перед приездом туда премьера, сказала, что нельзя сливать воедино государственные предприятия и ОАО “Турбоатом”, где 25% акций не принадлежит государству.

Тогда в недрах Минпромполитики возникла идея до решения вопроса с Фондом госимущества о вхождении ОАО “Турбоатом” в концерн объе­динить только “Электротяжмаш” и ХЭМЗ. Однако, это вариант не понадобился. Кабинет министров Украины 31 мая принял постановление о создании государственной энергомашиностроительной корпорации “Укрэнергомаш” в принципе в той конфигурации, как намечал ранее. В ее состав были включены ГП “Электротяжмаш” (Харьков), Харьковский государственный приборостроительный завод им. Шевченко и ГП “Харьковский электромеханический завод”. А спустя время распоряжением № 327-р от 13 июня 2006 г. правительство поручило Министерству промышленной политики подготовить в месячный срок устав объединения и передало ведомству функции по управлению корпоративными правами государства, которые осуществляются в отношении ОАО “Турбоатом”. Тем самым Кабмин взял жесткий курс на претворение в жизнь в кратчайшие сроки своей затеи с созданием государственной корпорации, объединяющей четыре предприятия.

Позиция Фонда госимущества Украины по отношению к участию ОАО “Турбоатом” в концерне оставалась неизменной. 5 мая прошло собрание акционеров общества, на котором первый заместитель главы ФГИУ Виктор Петров был избран председателем наблюдательного совета “Турбоатома”. Он высказался за нахождение предприятия в ведении Фонда, поскольку “важно не только знать, как производить турбины, но и разбираться в тонкостях корпоративного управления”.

На 20 июня ФГИ наметил проведение внеочередного собрания акционеров завода. На повестке дня было два вопроса: утверждение решения наблюдательного совета ОАО и избрание генерального директора общества. Накануне собрания в Фонде состоялось заседание наблюдательного совета ОАО “Турбоатом”, которое удовлетворило просьбу 65-летнего гендиректора Анатолия Бугайца об освобождении его от должности гендиректора в связи с избранием депутатом Верховной Рады по списку Социалистической партии Украины. Было решено рекомендовать на должность гендиректора ОАО 60-летнего Евгения Белинского. Он долгое время работал заместителем гендиректора по экономике и придерживается мысли о самостоятельности “Турбоатома”.

Однако карты ФГИ и руководства “Турбоатома” спутал премьер. Ехануров дал указание прервать проведение собрания до безусловного выполнения решения правительства о передаче Фондом госимущества Министерству промышленной политики функций распоряжения корпоративными правами государства в “Турбоатоме”. Указание о внесении такого предложения представитель Фонда получил по факсу, присланному ему вдогонку в Харьков за подписью Виктора Петрова. ФГИ не посмел не выполнить указаний исполняющего обязанности премьер-министра, хотя и подчинен парламенту. В случае проведения собрания акционеров Фонд мог бы затянуть сроки включения “Турбоатома” в концерн.

Как сложится дальнейшая судьба “Укрэнергомаша” — умрет ли он, не родившись, или все-таки, став на ноги, будет приносить Украине миллиардные прибыли, как утверждают чиновники, — зависит от расклада политических сил. Как известно, но пост премьера да и председателя ФГИ, согласно коалиционному соглашению, отойдет в руки БЮТ, а портфель министра промышленной политики — “Нашей Украине”. Третий участник парламентского большинства — СПУ — выступает против создания объединения крупнейших предприятий в энергетический концерн. Такую же позицию социалисты занимали и в отношении слияния заводов авиапрома. Они предлагают создавать консорциумы, где каждый субъект иметь право юридического лица и сам управляет финансовыми потоками.