№ 55 от 26 марта 2010 г.

О том, что плохо лежит

Возвращаясь к напечатанному
В ПРЕЖНИЕ времена в Украине как было? Пойдет путник из хутора по делам в город, воткнет палку в землю, обратно возвращается — глядь, а уже дерево распустилось. Что тут скажешь — благодатная, плодородная у нас земля! Вот только сегодня все иначе складывается. Воткнет путник палку в землю, обратно возвращается — а ее и нет, кто-то уже приватизировал.

В последние годы заметен в стремлении к расширению своей бизнес-империи известный украинский олигарх Игорь Коломойский — владелец заводов, газет, самолетов. В 2009 году он хотел еще и Одесский припортовый завод заполучить. Но уже в сентябре прошлого года Фонд госимущества отменил результаты торгов по продаже предприятия из-за явного сговора потенциальных покупателей. Ведь 5 миллиардов гривен, за которые этот стратегический объект должен был стать собственностью совладельца “Приватбанка”, — это в несколько раз меньше реальной его стоимости. Что без подковерных махинаций здесь не обошлось, мало кто сомневался. Кстати, новое правительство опять (уже в третий раз после двух неудавшихся ранее попыток) включило продажу Одесского припортового в проект Госпрограммы экономического и социального развития. На сей раз — на 2010 год. Интересно, будет ли участвовать в новых торгах господин Коломойский?

Ведь даже после смены президента и правительства Коломойский, потерявший надежную опору в лице Юлии Тимошенко, продолжает вести свой бизнес по накатанной схеме.

Например, вызывает сомнения недавний “неожиданный” переход под контроль “Привата” 46,9 процента акций ЗАО “Укртатнафта”, которое эксплуатирует производственные мощности Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. Означает это, по сути, почти полный контроль “Привата” и Коломойского над украинской нефтепереработкой. Вспомним, ранее они получили монопольный контроль над производством ферросплавов, а сейчас положили глаз на авиаперевозки. Думается, вовсе не случайно первый вице-премьер Андрей Клюев высказал намерение создать рабочую группу по проверке деятельности “Укртатнафты”.

Не менее интересным может оказаться и разбирательство ситуации, которая в эти дни складывается на криворожском горно-обогатительном комбинате “Сухая Балка” (ГОК). Обстановка накаляется день ото дня. Люди, потерявшие работу, а фактически и средства к существованию, уже готовы на любые действия — от митингов и пикетирования государственных учреждений до блокирования государственных дорог. Они хотят услышать ответ на один вопрос: “Почему из-за чьих-то амбиций и желания получить больше прибыли трехтысячный коллектив прежде стабильно работавшего предприятия должен оказаться на улице?”

Уже скоро месяц как на “Сухой Балке” остановлено производство, а люди отправлены в бессрочные отпуска. Нет возможности вывозить добытую продукцию потребителям. Есть немало желающих купить богатую железом руду “Сухой Балки”, но предприятие оказалось в транспортной блокаде. Принадлежащий все тому же Коломойскому “Криворожский железорудный комбинат” (КЖРК), в собственности которого и подъездные пути к “Сухой Балке”, и инфраструктура, нарушил договоренности и соглашения, а также антимонопольное законодательство.

Еще 10 марта Днепропетровское областное отделение антимонопольного комитета обязало КЖРК устранить нарушение, то есть возобновить отгрузку продукции “Сухой Балки”, и рекомендовало оштрафовать железорудный комбинат. Но и после этого решения отгрузка продукции не началась.

Более того, в ночь на 14 марта находящиеся под охраной КЖРК железнодорожные пути были таинственным образом разрезаны на куски. Неизвестные злоумышленники привели в негодность около 30 метров железнодорожного полотна.

Кстати, особых проблем для КЖРК хищение рельсов не доставило. Скорее наоборот, при минимальном ущербе для себя теперь на все претензии со стороны “Сухой Балки” о невыполнении соглашения по вывозке руды можно кивать на раскуроченное полотно и ссылаться на невозможность восстановить его в ближайшее время. А надежды “Сухой Балки” на скорое возобновление отгрузки руды растаяли окончательно. Ущерб от простоя ежедневно растет.

Интересно, что никто из железорудного комбината даже не нашел нужным обратиться по факту повреждения железнодорожного полотна в правоохранительные органы. Когда же это сделали работники горно-обогатительного комбината, руководство КЖРК почти тут же сделало сенсационное заявление: в преднамеренном повреждении путей обвинили... “Сухую Балку”! Более циничный ответ трудно придумать.

Но как только руководство “Сухой Балки” приняло решение строить собственные подъездные пути, чтобы не допустить банкротства предприятия, юристы КЖРК тут же направили в прокуратуру и в местные административные органы заявление с требованием остановить строительство. Что ж, беспокойство исполняющего обязанности председателя правления КЖРК Федора Караманица, чья подпись стоит под этим заявлением, вполне понятно — “Сухая Балка” является прямым конкурентом. Если бы КЖРК даже оштрафовали, то выгоднее заплатить штраф, чем дать возможность ГОКу возобновить работу.

Что же до людей, которые находятся в вынужденных отпусках и вовсе могут лишиться работы, то это, похоже, господ из “Привата” и “Метинвеста” (совладелец КЖРК) интересует меньше всего.