№ 52 от 23 марта 2010 г.

Под лежачий камень вода не течет

В помощь потребителю

Более безмолвного потребителя, чем наш, трудно найти. Нас обвешивают, обсчитывают, продают нам некачественные товары. При этом складывается впечатление, что любые попытки потребителя доказать свою правоту изначально обречены на неудачу. Но это только поверхностный взгляд.

Закон плох

В НАШЕМ городе при областном обществе защиты прав потребителей существует “Днепропетровская лига защитников потребителей”, куда входят адвокаты и эксперты по данному вопросу. Но даже они не всегда в силах помочь потребителю воздействовать на продавцов некачественных товаров. Виной тому — законодательная база. Например, обществу зашиты прав потребителей каждый запрос о нарушении прав потребителя нужно направлять на рассмотрение в Киев и лишь после получения письменного ответа принимать в соответствии с ним те или иные меры.

Но, несмотря на это, бороться за свои права не только можно, но и нужно. Более того, информированный покупатель в большинстве случаев сам может отстоять свою правоту.

Знай свои права!


НАПРИМЕР, что делать человеку, если он купил в магазине бытовой товар, который либо не работает, либо сломался в первые же дни пользования? Нужно идти в магазин и требовать его обменять. Но не все так просто.

По словам председателя совета областного объединения граждан-потребителей “Днепропетровской лиги защитников потребителей” Юрия Владимировича Биленко, продавец зачастую сразу хочет перенаправить покупателя в сервисный центр. И, действительно, проблему будут решать именно там. Но покупатель, со своей стороны, должен оставить в магазине заявление, так как продавец будет нести всю ответственность за дальнейшую судьбу товара. Например, если в течение 14 дней товар не будет исправлен, покупатель может требовать у продавца неустойку за каждый день просрочки.

Если же товар весит более пяти килограммов, то за его транспортировку тоже несет ответственность продавец. Сервис же является лишь промежуточным звеном, который фактически не несет ответственности за товар, так как по закону за него отвечает продавец.

Сейчас в Украине набирает силу интернет-торговля. Дело, конечно, хорошее и удобное для потребителя, но часто этой нишей пользуются сбытчики некачественного товара.

— К нам обратился покупатель, — рассказывает Юрий Владимирович, — купивший через Интернет дорогой телефон, который на второй день сломался. Ему прислали этот товар, не оставив ни гарантийного талона, ни реквизитов продавца. Мы затратили определенные силы и время, чтобы найти этот магазин в Севастополе. Иск покупателя в данном случае был удовлетворен, но при покупке товара по Интернету необходимо тщательно проверять все реквизиты фирмы и договоры на поставку тех или иных услуг. При малейшем сомнении лучше сразу отказаться от услуг.

«Забывчивые» банки

ВО ВРЕМЯ кризиса очень “хорошо” по отношению к потребителю показала себя банковская сфера: банки произвольно поднимали проценты по кредитам, не выплачивали вклады. Днепропетровское общество прав потребителей в рамках областной общественной организации “Днепропетровская ассоциация потребителей, защиты прав вкладчиков и акционеров” консультирует и помогает гражданам и по этому вопросу.

— В Украине и кризис получился не такой, как в мире, — заметил председатель правления областной общественной организации “Днепропетровская ассоциация, защиты прав вкладчиков и акционеров” Григорий Дубовой. — На Западе от него в основном пострадали банки, у нас же по большей части вкладчики. Хотя сами люди иногда занимали неправильную позицию. Когда произошел невозврат по депозитам, мы почему-то забыли, что у банков есть специальный фонд, гарантирующий все возвраты вкладов до 150 тысяч гривен. Об этом фонде “забыли” и сами банки. Вместо того, чтобы запустить данный механизм, правительство просто напечатало 145 миллиардов пустых денег и раздало их для выплат депозитов банкам, а те, в свою очередь, вывели эти деньги за рубеж, вернув вкладчикам лишь 5,6 миллиарда гривен. Были в корне нарушены основные права вкладчика. Весь риск должны брать на себя банки, а вкладчики — иметь гарантии. У нас же получилось наоборот. Но бороться с банками тоже можно, и здесь все зависит от активности вкладчика. Необходимо с помощью квалифицированного юриста подать иск в суд и требовать возмещения.

Шведский опыт

НЕДАВНО специалисты Днепропетровского центра по защите прав потребителей посетили Швецию для изучения опыта в деле защиты потребительских прав граждан. Оказалась, что законодательная база прав граждан там намного слабее. Подчас даже не предусмотрены те штрафные санкции к нерадивым фирмам, которые есть у нас. Однако производители и продавцы удивляются, когда им задают вопрос: “Что будет, если вы продадите некачественный товар?” — “Мы просто разоримся, так как у нас перестанут покупать”, — отвечают они.

Не пора ли и нам быть сознательнее.

Днепропетровск.