№ 51 от 20 марта 2010 г.

Отрасль во мгле

Объем грузоперевозок всеми видами транспорта в Украине в 2009 году сократился на 21,9 процента.

Провальная статистика

ПОХОЖЕ, украинским транспортникам придется восстанавливать отрасль. И даже не с нуля — с минусовых позиций. Дилетантизм, непрофессионализм, сознательное уничтожение транспортного звена — так практики оценивают итоги работы правительства Тимошенко. Самые дальновидные из них замечают, что наиболее динамичная в начале 2000-х годов отрасль начала сдавать свои позиции с приходом “помаранчевых” в 2005-м. Поначалу, пока мир не поразил глобальный кризис, кадровая чехарда, отсутствие стратегии развития были не столь очевидны. Хотя уже тогда стала заметна основная тенденция: принудительным отстранением профессионалов достигается главная цель — скорее набить карманы. И плевать при этом на судьбы страны и отрасли.

По сообщению Госкомстата, в 2009 году все виды транспорта страны перевезли 695,7 миллиона тонн грузов, что на 20 с лишним процентов меньше, чем в 2008-м. Перевозки грузов железнодорожным транспортом, ведущей транспортной структурой страны, уменьшились на 21,5 процента. Нефти и нефтепродуктов наша транспортная система тоже перекачала на 19 процентов меньше. Сократилась доставка железной и марганцевой руд (на 10,1 процента), леса (на 21,6), черных металлов (на 25,8) химических и минеральных удобрений (на 31,9) и цемента (на 41,9 процента). Возросла на четверть лишь перевалка зерна и продуктов его помола.

2009 год стал провальным и для морского, и речного торговых флотов. Перевозка грузов здесь упала наполовину. А автомобильные перевозки снизились на 24,8 процента. Значительно уменьшился, естественно, и общий грузооборот. И это при том, что в 2008 году все виды транспорта перевезли грузов меньше, чем в 2007-м. В прошлом году рухнула переработка импортных, транзитных грузов, грузов “внутреннего сообщения”. Небольшое оживление наблюдалось только в переработке экспорта.

Перспектив почти не видно

ЗАМЕТЬТЕ, мы говорим сейчас лишь о количестве перевезенного груза. О финансовых итогах работы никто сообщать не торопится. Неофициально портовики говорят о повышении портовых сборов и стоимости перевалки грузов. Железнодорожники молчат как о стоимости своих услуг, так и о том, насколько соответствует действительности информация о просроченной выплате кредитов в 440 миллионов долларов. Молчат они и о вероятном акционировании стратегического государственного предприятия. Автомобилисты подчеркивают некое снижение фрахта, автомобильные пассажирские перевозчики (и международные, и внутриукраинские) говорят о “нулевой” рентабельности. Железнодорожные “пассажирщики” уже не первый год твердят о своей убыточности. И все молчат о количестве сокращенных сотрудников, о свернутых корпоративных социальных программах, о сокращении выплат в местные и государственный бюджеты.

Большинство звеньев отрасли надеется на принятие новым правительством программы развития украинского транспорта до 2015 года, пролоббированной Украинским транспортным союзом. Возможно, программа эта и неплохая. Но ведь нельзя забывать, что настоящий рост грузоперевозок возможен лишь при соответствующем увеличении промышленного производства. Многое здесь зависит и от банкиров, которые не спешат снижать учетную ставку ниже 10 процентов в валюте и 23 — в гривне. То есть объективных причин к полноценному восстановлению отрасли пока не предвидится.

По мнению ряда перевозчиков, одним из факторов, способных хотя бы оздоровить отрасль, может стать возвращение в нее специалистов, несмотря на возраст. Пускай ветераны “натаскивают” молодежь, чтобы та могла руководить тем же Минтранссвязи через несколько лет. Если же этого не произойдет, транспортников ждет коллапс. А вслед за этим — невыплаченные кредиты за технику и инфраструктуру, сокращение рабочих мест, переход украинских предприятий в руки иностранцев. А от этого недалеко и до дефолта экономики всей страны.