№ 38 от 27 февраля 2010 г.

А он никак все не уходит...

От субботы до субботы

Отдав все силы завершившейся наконец выборной баталии, на этой неделе украинский “уряд” и его глава отделывались вялыми, непохожими на кардинальные для нашей хворой экономики решениями. А кризис между тем продолжался...

Ожидания и здесь не оправдались

ОПИРАЯСЬ на недавние данные Госкомстата, эксперты заявили, что не верят в силу позитивных сигналов экономики. И если мы действительно хотим переломить ход болезни, разрушающей страну, эти сигналы нельзя переоценивать. Об этом говорит хотя бы очередное падение розничного товарооборота и объемов строительства в январе. Так прокомментировал ситуацию руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий.

“В январе 2009 года падение товарооборота предприятий, осуществляющих розничную торговлю и ресторанную деятельность, составило к январю 2008 года 7,6 процента. Многие аналитики ожидали, что в 2010 году сработает “эффект низкой базы”, и по этому показателю мы окажемся хоть в небольшом, но плюсе. Однако наши ожидания не оправдались. Розничный товарооборот, от которого во многом зависит состояние госбюджета, составил в январе 2010-го лишь 17,5 миллиарда гривен, что в сравнимых ценах равно только 94,5 процента к объему провального января 2009 года. Вот и выходит, что по сравнению с началом 2008-го этот показатель обвалился уже на 13 с лишним процентов”.

Аналогичный вывод Литвицкий делает и насчет объемов строительства, упавших в январе, по его словам, на 24,1 процента. А в январе 2009-го (по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года) обвал был еще более сокрушительным — 56,4 процента!

В январе-2010 автомобильная компания “Богдан Моторс” (бывший Луцкий автомобильный завод) сократила производство автомобилей на 86,6 процента. Более чем на 12, или на 364,5 тысячи тонн уменьшился по сравнению с декабрем и экспорт железной руды, приносящий стране валюту. Говорить можно только о сигнале SOS!

Миллионы — в «долговом мешке»

ЭТОТ вывод подтверждают и сообщения с мест. Одно из них пришло из Запорожья. Профильная комиссия горсовета обсуждала вопросы погашения задолженности по выплате зарплаты. Задолженности по выплате заработанных денег имеют 79 предприятий одного из крупнейших индустриальных центров. Их общая сумма 30 миллионов гривен!

Больше всего задолжало своим работникам (более 10,5 миллиона гривен) казенное предприятие “Запорожский титано-магниевый комбинат” — единственный в Украине производитель губчатого титана, способный ежегодно выпускать более 10 тысяч тонн такой продукции. Свыше 3,6 миллиона гривен составляют долги по зарплате на заводе “Преобразователь”, 1 миллион 220 тысяч недоплатила своим работникам строительная компания “Константа”, 800 тысяч гривен задолжало ГП “Углекомпозит”...

Не для пса колбаса

НА ДНЯХ стало известно, что, согласно правительственному решению, всемирно известный авиационный научно-технический комплекс имени Антонова сменил свое “имя”. Теперь он будет называться государственным предприятием “Антонов”. В связи с тем что к “переименованному” ГП присоединили и киевский авиа­ционный завод “Авиант”, последний тоже сменил название, и в документах уже фигурирует как “Филиал ГП “Антонов” серийный завод “Антонов”. Переиначена и должность руководителя бывшего АНТК. В дальнейшем он будет не просто генеральным конструктором, а президентом — генконструктором. Но будет ли от этого прок, если “господдержка” авиастроителей на этом закончится? От перемены мест слагаемых сумма не меняется. А слагаемые эти, судя по всему, остались прежними.

На этой неделе стало известно, что ГП “Антонов” приступило к разработке проекта транспортного Ан-178, который будет модификацией популярного Ан-158 и заменит парк самолетов Ан-26 и Ан-32, активно используемых ВВС России, странами Ближнего Востока и Африки. Казалось бы, надо радоваться. Однако настроение участников проекта совсем другое: для запуска перспективнейшего проекта у “вышедшего из кризиса” государства не оказалось средств, а надо 150 миллионов долларов. Поэтому не исключено, что финансированием займется другая страна. А это уже и другие доходы для Украины. При том, что общий рынок сбыта Ан-178 специалисты оценивают предварительно в 700-800 машин. С учетом предполагаемой цены самолета в 20-25 миллионов долларов нетрудно подсчитать, что на этом можно было бы заработать за несколько лет до 20 миллиардов. Но при таком правительстве это, как говорят поляки, не для пса колбаса...

Прогноз британских экспертов


НЕУТЕШИТЕЛЬНЫ для нас и перспективы. На этой неделе стали известны результаты исследований авторитетного британского издания “The Economist” по прогнозу экономического развития стран Европы в 2010 году. Из 30 европейских государств Украина оказалась... на последнем месте по ожидаемому ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности). Наш показатель, по мнению экспертов, составит в нынешнем году чуть больше 6 тысяч долларов. Почти вдвое меньше, чем у Румынии, которая занимает предпоследнее место (11,7 тысячи), и в 9 раз меньше, чем у Норвегии, которая продолжает лидировать (56,7 тысячи долларов).

Мало того. Прогноз для Украины-2010 существенно снижен по сравнению с перспективным показателем на обвальный 2009 год. Такая нисходящая динамика может быть связана только с одним: с пессимистичными ожиданиями по поводу производства товаров, услуг, а также инфляции в Украине. Ряд отечественных, приближенных к правительству аналитиков называет прогноз британских коллег чересчур суровым и приводят свои, более радостные оценки. Однако каждое столкновение с нашей “улучшающейся” жизнью, каждое посещение магазина, говорят: прав все-таки The Economist...