№ 37 от 26 февраля 2010 г.

Безрадостные перспективы автобуса

В УСЛОВИЯХ нынешней руины украинские транспортники из последних сил пытаются сохранить свои позиции на рынке международных автобусных перевозок. О закупках новой техники при отсутствии нормального кредита, о грабительских налогах на ввозимую технику речь уже не идет. Сейчас серьезнее стоит вопрос ремонта и подготовки к рейсам уже существующего автобусного парка.

Об этом корреспондент “РГ” беседует с одним из специалистов по ремонту автобусов. Анатолия Строкаля знает большинство киевских водителей-международников. Уже более семи лет он занимается ремонтом и диагностикой автобусной “электрики” и электроники в столичном ОАО АИТ. Его мнение о системе ремонта и обслуживания автобусов международного класса в Украине может быть и нелицеприятным. Но это точка зрения профессионала, который знает ситуацию изнутри.

— Насколько я знаю, в Киеве и регионе работают три человека по обслуживанию автобусной “электрики”. Все проблемы, а их достаточно, возникают из-за различных подходов к качеству промежуточного ремонта автобусов международного класса, — рассказывает Анатолий Строкаль. — Оте­чественные перевозчики стараются минимизировать расходы на ремонт. Представительства же иностранных производителей автобусов не спешат открывать в Украине специализированные сервисные центры. Во-первых, крупных клиентов мало, а, значит, нет стимула развивать сервисную базу. Во-вторых, постгарантийный ремонт в Украине стоит намного дороже, чем на Западе, так как все массово ввозимые запчасти облагаются грабительскими налогами — от 30 до 65 процентов стоимости. Но даже это не является основным.

Я сейчас говорю об электрическом и электронном оборудовании. Для этого за рубежом есть специализированные предприятия. А в Киеве у нас на руках только общие схемы. Информация во многом обрывочная — без детальной “распиновки” электронных схем. Поэтому приходится до всего доходить самостоятельно. Я могу утверждать это на основании семилетнего опыта работы. За это время я, казалось бы, все изучил, но техника на месте не стоит. Производятся новые модели, и приходится искать компромисс между тем, что ты в состоянии сделать, и запросами перевозчиков.

– А кто, собственно, заказывает ваши услуги?

– Начнем с того, что до прошлого года я работал электриком в двух фирмах. Получал по 1,5 тысячи гривен в месяц от каждой. Сейчас одна из фирм отказалась от моих услуг — у них нет денег. Несмотря на то что моя работа нужна многим, платят непосредственно водители. Хозяева в основном заинтересованы в том, чтобы весь ремонт и обслуживание автобусов производили сами водители. На мой взгляд, это одна из основных причин того, что в Украине вообще нет цивилизованного сервиса. Ведь крупных заказчиков, которые могли бы заключить контракт с зарубежными производителями или их украинскими представительствами, нет. “Электрику” хозяева считают мелочью, которую могут сделать сами водители. А ведь это освещение, проводка, климат-контроль, мониторы, электроника двигателя и ходовой части... Далеко не каждый водитель в состоянии самостоятельно решить все проблемы, поэтому они и обращаются ко мне. Я сейчас работаю в компании “Евровояж” потому, что у них принципиально иной подход к обслуживанию. Но, к сожалению, сейчас это редкость. Все чаще хозяева бросают машины на своих водителей и называют это арендой. А водители, люди далеко не самые богатые, вынуждены либо сами устранять поломки, либо обращаться к нам. За свой счет, разумеется.

К сожалению, сейчас я часто вынужден отказывать в ремонте электроники последних моделей автобусов. Из-за отсутствия технической документации, а также потому, что неисправные блоки ремонту не подлежат — на Западе их меняют полностью.

– И где же выход?

– Однозначно сказать сложно. Факт, что автобусы надо ремонтировать. Факт и то, что техников по обслуживанию в стране не хватает. Необходимо готовить специалистов, развивать сервисные центры, доступные по цене, и отвечающие за качество ремонта. С другой стороны, нужно проверить рынок, учесть то, что за содержание ремонтных и сервисных служб необходимо платить. В условиях тотального спада объемов международных пассажирских перевозок это удовольствие может быть слишком дорогим. Пока водители кровно заинтересованы в том, чтобы автобусы ездили, хозяева будут вкладывать деньги только в покупку жизненно необходимых запчастей. А фирмы-производители не станут открывать в Украине сервисные центры, покуда не увидят перспективы. Так что будущее для наших водителей безрадостное.

Точка зрения Анатолия может быть спорной. С ней не согласны некоторые водители, считающие, что профессионал должен уметь самостоятельно обслужить свой автобус. Руководители многих серьезных отечественных фирм-перевозчиков не допускают водителя за руль, пока он в течение 2-3 месяцев не пройдет “стажировку” в боксе. Продержится — пригоден, нет — желающих приобщиться к высшей водительской касте более чем достаточно. Но мнение ремонтника доказывает одно: государство не хочет помогать отечественным перевозчикам. Новый автобус международного уровня стоит у производителя 250 тысяч евро. У нас же, включая налоги, его стоимость возрастает вдвое. В Европе кредит на покупку нового автобуса не превышает 8 процентов, в Украине — 30. Наши перевозчики, работающие на регулярных международных маршрутах, в последнее время пользуются помощью своих иностранных партнеров, которые закупают для них новые либо бывшие в употреблении автобусы по приемлемым ставкам кредита.

Вторая проблема — водителей, технический персонал необходимо постоянно обучать. Они ведь не картошку возят, а людей. Государство и в этом не оказывает никакой помощи. “РГ” уже писала о рейдерском захвате госчиновниками государственного предприятия “Служба международных автомобильных перевозок”. А оно, кроме прочего, проводило курсы повышения квалификации водителей. А власть, похоже, только и может, что провозглашать громкие декларации типа: “Закупим 1200 новых автобусов международного класса к Евро-2012!” Никто из чиновников даже не задумался о том, что суммарный выпуск подобных автобусов всеми мировыми производителями не превышает 200 единиц в год. Вся работа по обслуживанию болельщиков ляжет на плечи уже существующих перевозчиков. Они будут вытаскивать на своих плечах имидж государства, которое в последние годы ничего, кроме лозунгов, никому не дало.