№ 228 от 19 декабря 2009 г.

Прыжки и зигзаги образцового «уряду»

Реплика

Недавно глава правительства заявила о том, что металлургам продлены льготы на оплату железнодорожных перевозок, предоставленные им “антикризисным меморандумом” еще в прошлом году. Против этого резко выступил профсоюз железнодорожников, подчеркнув, что подобные “односторонние” шаги могут лишь остановить транспорт. О пагубности кабминовских решений, не поднявших производство, но развязавших настоящие межотраслевые войны, не раз писала и “Рабочая газета”. И вот — новость! Тимошенко вновь заговорила о льготах. Но теперь об их отмене. Что же означают судорожные метания “уряду”, резко меняющего свои установки?

В своем репертуаре

ОТВЕТ всем давно известен. К хаотичному движению украинскую экономику толкает зоологический непрофессионализм нынешних обитателей Дома правительства. Примеров предостаточно. Среди них и конфликт транспортников с металлургами, который хитроумная “прем’єрка” хочет перед выборами обратить себе на пользу, поманив на свою сторону и тех, и других. Именно по этой причине всего две недели назад металлургам пообещали продлить льготы и не отменять “щадящие” тарифы на перевозку их грузов. А теперь сулят обратное железнодорожникам. С небольшой отсрочкой...

Как сообщил журналистам гендиректор “Укрзалізниці” Михаил Костюк, решение о намерении отменить с 1 марта 2010 года льготы, предоставляемые металлургическим и химическим предприятиям при перевозке их продукции по железной дороге, Кабмин принял в среду. В тот же день правительство объявило о “начале целого процесса реорганизации “Укрзалізниці” и всей отрасли”. Эпохальное заседание Кабмина проходило в праздничной обстановке в Международном выставочном центре, где “залізниця” отмечала свое 18-летие. “Особой ситуацией” и воспользовалась премьер-министр, стремясь задобрить железнодорожников поздравлениями, рассказами о планах реформирования их отрасли и... предложением министрам “единогласно и без обсуждений принять пакет из 16 постановлений, касающихся развития железнодорожного транспорта”. Министры, естественно, согласились. А зал с восторгом взирал на “спасительницу”. По крайней мере, должен был по замыслу взирать.

Однако полного “взирания” все же не получилось. Оказалось, многое из того, о чем говорила премьерша, как всегда относилось к “воспоминаниям о будущем”. Даже план создания нового госконцерна, призванного резко расширить возможности “Укрзалізниці”, правительство “пока не утвердило”. “Мы надеемся, что такое решение до конца года будет принято”, — без особого энтузиазма сказал после заседания Михаил Костюк. Весьма эфемерным выглядит и обещание в кратчайшее время привлечь к реформированию отрасли (под “госгарантии”) ряд крупных зарубежных инвесторов. Словом, Тимошенко в своем репертуаре.

Результат, который подразумевался

А МЕЖДУ тем решение о “льготах” для металлургов за счет смежников приносит именно те результаты, которые должно было принести. Еще недавно прибыльная “Укрзалізниця”, объединяющая шесть региональных дорог и почти 1200 структурных подразделений, стремительно падает. Если в прошлом году ее чистая прибыль составила 186 миллионов, а выручка — более 40 миллиардов гривен, то в 2009-м, при менее напряженном плане, она может получить... лишь убытки. “Их размер составит примерно 14 миллиардов гривен”, — сообщил журналистам Костюк.

Не радуют при этом антикризисными прорывами и металлурги. Недоразвитый внутренний рынок металлопродукции рухнул в январе-ноябре 2009-го на 32 процента. Ситуация отразилась и на производителях металла. Выпуск резко сократился. Для кого выплавлять нынче сталь и чугун, выпускать прокат? Кто их будет покупать в Украине? Строительство лежит, авто-, судо- и машиностроение — тоже. А для серьезной конкуренции на внешнем рынке не хватает сил. И льготные тарифы здесь не помогут. Опять спросите: почему? Так ответ здесь давно известен...