№ 211 от 25 ноября 2009 г.

Какие кадры решают все?

Сегодня уже мало кого удивляет информация о задержании мздоимца-чиновника высокого уровня, правоохранителя или госслужащего, работающего в контролирующих инстанциях, реже “попадаются” судьи, и то в силу их “неприкосновенности”. Одна из немногих структур, успешно противостоящая таким “героям”, — Комитет Верховной Рады Украины по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Его руководитель — депутат Верховной Рады от Компартии Украины Игорь Калетник не боится бороться с коррупционерами самого высокого уровня. Пример тому — недавнее задержание за взятку главы Броварской райадминистрации, должностных лиц Партенитского сельсовета Крыма и ряд других резонансных дел. Среди жизненно важных для страны достижений Игоря Калетника и возглавляемого им комитета — избавление СБУ от некогда всесильного заместителя председателя ведомства Тиберия Дурдинца...

– С 19 ОКТЯБРЯ 2007 года — момента назначения Тиберия Дурдинца начальником Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (БКОП) СБУ — разразилась кадровая вакханалия, завершившаяся практически полным развалом оперативно-служебной деятельности спецподразделений СБУ,— рассказывает Игорь Калетник. — Все началось с “обновления” личного состава. Увольняли опытных сотрудников и набирали новые кадры. За очень короткий временной отрезок руководящий состав Главного управления БКОП был полностью обновлен. Назначенцы подбирались очень просто — по принципу землячества. Они либо были родом из Закарпатья, либо работали там, либо были подчиненными уроженцев этого региона.

— То есть специалистам из других регионов Украины в этом подразделении места не нашлось?

— Они были уволены. Как следствие, в Главном управлении “К” из 380 должностей оперативных сотрудников через очень короткое время после прихода Дурдинца оказалось 100 вакантных должностей...

“Уникальные кадры” работали весьма специфически — непрофессионально и бессистемно. За 9 месяцев они локализовали деятельность считанного числа преступных группировок, не выявили ни одного (!) преступления в сфере служебной деятельности чиновников руководящего звена, количество составленных протоколов о последствиях коррупции среди госслужащих первой-третьей категорий было весьма скромным, притом из-за непрофессионализма близких сердцу нового руководителя назначенцев судьи признали 12,5 процента этих протоколов безосновательными.

— Насколько я понимаю, “свідомим” кадрам на руку было то, что СБУ — структура закрытая, контролируемая исключительно первыми лицами государства, отличающимися трогательной привязанностью к землякам?

— Дело в том, что осуществление парламентского контроля за соблюдением законов в сфере борьбы с организованной преступностью законодательно возложено именно на наш комитет. Проанализировав “эффективность” работы Главного управления БКОП СБУ, мы вынесли обсуждение этого вопроса на свое заседание. После признания по итогам 9 месяцев 2008 года этой работы неудовлетворительной с целью исправления ситуации СБУ были даны соответствующие поручения.

— Ваш комитет и назначение самого Тиберия Дурдинца признал незаконным, хотя политическая ситуация не очень этому благоприятствовала...

— Есть закон, в котором о политической ситуации ничего не говорится. Назначение господина Дурдинца на должность начальника Главного управления БКОП СБУ осуществлялось с грубым нарушением Закона Украины “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”. Поэтому комитет предпринял все необходимые меры для восстановления закона. Если вы помните, Окружной административный суд города Киева, рассмотрев иск комитета, вынес постановление о признании незаконным Указа президента Украины о назначении Дурдинца на должность заместителя председателя СБУ — начальника Главного управления “К”. Президент Украины долго не выполнял этого обязательного для него решения суда (а потом мы задаемся вопросами, почему решения судов игнорируются в случае, если их выполнять не выгодно). И только после того, как 391 депутат Верховной Рады Украины проголосовал за направление депутатского запроса 38 народных депутатов президенту Украины с просьбой освободить Тиберия Дурдинца из органов СБУ за злоупотребление служебным положением и покрывание коррупционной деятельности, Дурдинец был уволен. После этого он находился в бегах и международном розыске. Затем судья Печерского суда Сергей Вовк не признал доводов Генеральной прокуратуры, возбудившей уголовное дело против Дурдинца и настаивавшей на уголовном наказании для высокопоставленного силовика за незаконное пребывание в должности. Хороший повод проанализировать законность всех остальных решений этого судьи...

— После Дурдинца был скандал с зампредом СБУ Кислинским. Не кажется ли вам порочным сам специфический принцип подбора кадров в СБУ (и не только), сделавший силовые структуры объектом насмешек?

— Давайте вспомним столь осуждаемое сегодня отдельными политиками (большинство которых выращены именно Компартией) коммунистическое прошлое. Как тогда готовили кадры? Их тщательно готовили. Люди проходили карьерную лестницу по ступенькам. Все начиналось с пионерской организации и комсомола, где были видны как на ладони организаторские навыки, умение принимать самостоятельные решения. Преданность Родине, настойчивость в отстаивании ее интересов (а не представителей конкретного землячества) были очень важными, если не основополагающими факторами в подборе кандидатов на работу во властные, силовые, контролирующие структуры, правоохранительные органы.

Наверное, старшее поколение еще помнит, как лучших выпускников вузов, молодых рабочих направляли на службу в милицию, КГБ. Этих кандидатов обучали дополнительно к имеющемуся образованию на специальных курсах, с ними работали профессионалы. Человек, не умеющий себя вести, общаться с людьми, малообразованный и безграмотный практически не имел шансов занять руководящую должность.

— А сегодня отдельные украинские дипломаты не знают языка страны пребывания, в силовых структурах на “тепленьких” местечках — сплошь родственники руководителей этих структур, не умеющие грамотно протокол составить, но исправно получающие зарплату с надбавками и предусмотренный государством социальный пакет...

— В таких случаях герой одного из лучших советских фильмов “Белое солнце пустыни” таможенник Верещагин говорил: “За державу обидно...” Ведь за этих “родственничков-неучей” работать-то все равно приходится тем оперативникам, которые не по блату туда попали. И они работают за себя и “за того парня”, при этом зарплату одинаковую получают.

Количество государственных служащих в Украине растет не по дням, а по часам. На начало 2009 года оно увеличилось на 16 процентов (почти на 40 тысяч человек) по сравнению с 1 января 2004 года. Количество высших должностных постов растет в геометрической прогрессии, уже у каждого министра есть по 10–12 заместителей. О “подвигах” огромной рати чиновников свидетельствует, например, статистика спецподразделений по борьбе с оргпреступностью МВД Украины. В соответствии с ней, из общего количества лиц, привлеченных в прошлом году к ответственности за коррупционные деяния, трое — госслужащие первой и второй категорий, 1072 — госслужащие третьей-четвертой категорий, 1344 — госслужащие пятой-седьмой категорий, 1785 — должностные лица органов местного самоуправления, 374 — сотрудники МВД, 264 — работники Государственной налоговой службы Украины. Если посмотреть по регионам, то больше всего привлеченных к ответственности в Тернопольской и Харьковской областях, меньше всего — в Крыму и Киеве.

При этом ситуация доходит до маразма: привлекаемые к административной ответственности за коррупционные деяния нарушители платят штраф (просто смешной по сравнению с суммами взяток) — и все! Ведь это взыскание не является основанием даже для увольнения, так что бери взятки сколько хочешь, главное — малыми порциями, чтобы до уголовной ответственности не дотянуть.

— Как видно из ситуации с господином Силенковым, херсонским губернатором, руководство страны не спешит отстранять от власти высокопоставленных госслужащих, законопослушность которых вызывает огромные сомнения...

— Да, еще в 2008 году Верховная Рада Украины постановила поддержать предложение депутатов-коммунистов об увольнении Силенкова с должности главы Херсонской обл­госадминистрации. Но президент все думает над этим вопросом. А чиновник, почувствовав свою безнаказанность, продолжает “трудиться” не покладая рук.

За это время нашим комитетом была пред­отвращена попытка присвоения Государственного автотранспортного предприятия в Херсоне. Затем началось растаскивание по кускам одного из самых успешных госпредприятий региона — исследовательского хозяйства “Асканійське”. Это, кроме всего прочего, и 7 с половиной гектаров земли на берегу Азовского моря (за которую и идет большая битва). На основании поддельного решения сельсовета было зарегистрировано право собственности на этот участок. Он перепродан уже четыре раза, в последнем случае — за 5,5 миллиона гривен (деньги ни в государственный, ни в местный бюджет не пошли). Расположенная там база отдыха перешла к фирме ТММ, известной по махинациям с землей, принадлежащей КГУ имени Шевченко.

— А чем же занимались в этой ситуации силовики, прокуратура?

— Их деятельность, вернее, бездеятельность — еще одна иллюстрация к дефициту профессиональных, болеющих за дело кадров в наших контролирующих и правоохранительных структурах. Меня шокировала абсолютная инертность прокуратуры Херсонской области, передавшей это резонансное дело в прокуратуру Чаплинского района, благодаря чему рейдерам удалось отменить постановление о возбуждении уголовного дела. Сейчас после нашего вмешательства и активизации (с огромным скрипом) прокуратуры материалы должен рассматривать Апелляционный суд Херсонской области. Однако более четырех месяцев ничего не делается.

Выступая 6 ноября на пленарном заседании Верховной Рады, я призвал всех правоохранителей, причастных к делу о защите государственных интересов в Херсонской области, занять государственную позицию и попросил считать мое выступление депутатскими запросом в адрес Генпрокуратуры, МВД и СБУ.

— Вы подали более 60 депутатских запросов по очень болезненным проблемам, все они рассмотрены. Насколько я понимаю, вы исправляли ошибки и устраняли злоупотребления, допущенные кадрами на местах?

— Однозначно. Я делал это и буду делать. В интересах страны и народа.

— Игорь Григорьевич, вы приводите огромное количество фактов о коррупционных действиях чиновников различного ранга. Коррупция, к сожалению, становится практически обыденным делом, даже бабушка, идя в жэк за справкой, платит 10 гривен, чтобы ее получить. Как считаете, можно ли в Украине искоренить коррупцию или хотя бы ее минимизировать?

— Сегодня это чрезвычайно сложно. За 18 лет независимости Украины было сделано очень многое для уничтожения нашего государства. За это время высокопоставленным чиновникам практически удалось изменить менталитет украинского народа. Развалена система управления и правосудия. Разрушаются принципы государственности. Подорвана экономика. Украина “лидирует” в Европе по темпам падения производства, роста безработицы, обнищания граждан, 27 процентов населения отброшены за черту бедности. Силовые структуры “приватизированы” олигархическими кланами. Общественная безопасность — под угрозой. Режим враждебен демократии и свободе слова. Значительная часть депутатских мандатов и правительственных должностей куплена крупным капиталом.

Но в любом случае складывать руки нельзя, нам нужно возрождать Украину. Реформа государственного управления должна быть комплексной. Ведь коррупцию просто так не запретишь. Поэтому необходимо, во-первых, вести подготовку и прием на работу в органы государственной власти высококвалифицированных кадров. Следует обеспечить социальную защиту государственного чиновника. Он должен иметь стабильное материальное положение и быть уверенным в завтрашнем дне (а не в ужасе ждать очередной “цветной” революции и тотальной “зачистки”); но чиновник не должен идти в органы госвласти с тем, чтобы осуществить свою мечту ездить на “Бентли” и носить самую дорогую в мире одежду марки “Бриони” — такого нет ни в одной стране мира. Обеспечив госслужащего достойным социальным пакетом, необходимо ужесточать ответственность за коррупционные правонарушения. Более того, от ответственности не должны ограждать родственные связи или крупные взятки.

Компартия Украины и наш лидер Петр Симоненко предлагают ряд системных изменений. Мы гарантируем: органы власти на всех уровнях будут очищены от казнокрадов, взяточников, случайных людей. К работе будут привлечены честные профессионалы. Будет возрождена система народного контроля, ликвидирована неприкосновенность должностных лиц, депутатов, судей; судей будет избирать и отзывать народ. Реализация всех этих обязательных условий возрождения страны прописана в предвыборной программе Петра Симоненко.