№ 204 от 14 ноября 2009 г.

«Я не хочу умирать»...

«Я не хочу умирать»...

Эту жуткую фразу кок Лариса Салинская, перенесшая на захваченном сомалийскими пиратами греческом судне “Ариана” выкидыш, отправила с мобильного телефона на электронный адрес своего знакомого в Одессе...

Печальная хроника

– ВСЕ ЧЛЕНЫ команды больны, — сообщил недавно по телефону капитан “Арианы” Геннадий Воронов. — Тяжелее других переносит плен Лариса Салинская, у которой на пятом месяце беременности случился выкидыш. У нее постоянно открывается кровотечение, потому что плацента не отошла. Пираты не пускают на корабль медиков, и квалифицированную помощь женщине оказать некому. Питьевую воду на борт пираты доставляют в канистрах из-под солярки. Кормят раз в день гнилым рисом.

Уже более полугода родственники 24 украинских моряков с “Арианы” бьются за их освобождение. Устраивают пикеты у правительственных зданий, офиса госпредприятия “Укркрюинг”, ко­торое помогало морякам заключать контракт с греческим судо­владельцем, обращаются к Ющенко, Тимошенко. Но нигде не находят поддержки. Уже и российский профсоюз моряков направил открытое обращение к Ющенко по поводу экипажа “Арианы”, в котором просит задействовать для освобождения заложников необходимые средства и силы. А пираты между тем угрожают потопить судно с украинцами на борту, если не получат от судовладельца выкуп до конца ноября.

На грани жизни и смерти оказались совсем недавно и украинские моряки с немецкого судна “Магдалена”, брошенного судовладельцем в порту Дубай. Пять месяцев экипажу не выплачивают зарплату. На судне закончились пресная вода и продовольствие. В тяжелую ситуацию попали и 9 украинских моряков на греческом сухогрузе “Смарти”. Стараясь добиться выплаты долга по зарплате, они приняли нынешним летом участие в забастовке во время стоянки в порту островного государства Сент-Китс и Невис. В ответ судовладелец отказался перечислять деньги на питание и дизтопливо. Четыре месяца моряки жили впроголодь, борясь за свои права. Двое из них серьезно заболели. Но добиться справедливости так и не удалось. Домой вернулись без денег. И таких примеров, когда моряки оказываются беззащитными перед пиратами и недобросовестными работодателями, немало.

Попали под молот олигархов

ВО ВРЕМЕНА Союза, — говорит электромеханик ЧМП Александр Карташов, — мы уверенно чувствовали себя в рейсе, пираты боялись нападать на наши суда, поскольку четко знали, что ответная реакция советского государства будет жесткой.

В письмах, пришедших в редакцию “РГ” от родственников моряков с “Арианы”, подчеркивается: “Судьба наших семей попала под безжалостный молот кровопийц-олигархов, нажившихся на уничтожении Черноморского пароходства”. Авторы писем подвергают резкой критике президента Ющенко, который подарил, было, Южной Пальмире надежду на восстановление флота во время визита в город 27 декабря 2005 года, когда распорядился подготовить материалы для возрождения Черноморского пароходства. Дальше обещаний дело не пошло. Не предпринял Ющенко каких-либо серьезных шагов и к претворению в жизнь решения подведомственного ему СНБО от 16 мая 2008 года “О мероприятиях по обеспечению развития Украины как морского государства”.

В советское время пароходство, насчитывавшее более 300 крупных судов, приносило в бюджет страны свыше одного миллиарда долларов в год, обеспечивая работой 80 тысяч человек. Но флот разворовали, и теперь приходится украинским морякам испытывать судьбу под чужим флагом.

Готовится последний абордаж ЧМП

— ПОСКОЛЬКУ украинские моряки то и дело попадают на иностранных судах в неприятные ситуации, — говорит Александр Карташов, — то все мы обрадовались, когда бывшему президенту ЧМП Евгению Кожевину удалось с прибылью закончить 2006 и 2007 годы, отсудить и вернуть на баланс ЧМП шесть судов. В пароходстве уже был объявлен набор плавсостава. Однако ловкачей, нажившихся на разграблении пароходства, на выведении флота в оффшоры, это неприятно взволновало.

Александр Степанович считает, что именно поэтому 26 февраля 2008 года Кожевина арестовали на киевском вокзале, когда он вез на коллегию Минтранса документы, дающие основание для прекращения дела о банкротстве ЧМП, и программу восстановления флота. Лишь в конце нынешнего мая Заводской районный суд Николаева пришел к выводу, что “дело Кожевина” шито белыми нитками, и Евгений Никандрович был оправдан. Отменено судом и постановление старшего следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины от 17 марта 2008 года об отстранении Кожевина от должности президента ЧМП.

Моряков возмущает, что чиновные иерархи все еще не позволяют Кожевину снова возглавить коллектив. Вместо этого постановлением Хозяйственного суда Одесской области от 16 октября 2009 года были продлены полномочия управляющего санацией Владимира Шнякина. Моряки считают очень странным, что сумма долга ЧМП, указанная в постановлении суда, выросла почти до 984 миллионов гривень. Ведь в начале 2008 года, когда санацией руководил Кожевин, сумма задолженности уменьшилась почти до 30 миллионов.

“Чем выше долг, тем легче пароходство сделать банкротом и окончательно уничтожить, — сообщают “РГ” моряки. — Мы считаем, что балансовая стоимость предприятия была вычислена неправильно. Ее почему-то определяют в 500 миллионов гривен. Хотя, по мнению независимых экспертов, реальная рыночная стоимость активов ЧМП, а это в основном недвижимость в центре Одессы, земельные участки, а также порт во Вьетнаме, до кризиса составляла около 5 миллиардов гривен. К тому же пароходству должны около 50 миллионов долларов иностранные компании и около 30 миллионов долларов — украинские”.

Авторы писем в “Рабочую газету” считают, что государству просто необходимо вмешаться и прекратить этот беспредел, проявив истинную заботу об оте­чественном флоте. Когда начнет расти число рабочих мест в ЧМП, украинские моряки перестанут мыкаться по зарубежным кампаниям, а в экономику нашей страны увеличится поступление денег.

Одесса.