№ 85 от 16 июня 2006 г.

Контроль — рычаг создания государства

Финансовый контроль как функция государственного управления характерен для любой страны. Но в демократическом государстве он приобретает особое значение. Контроль со стороны государства за созданными общественными институтами и отдельными аспектами жизни его граждан и хозяйствующих субъектов обязательно дополняются независимым финансовым контролем, который предопределяется существованием разных ветвей власти. Изменения самой формы финансовой работы государственных органов, в том числе в связи с более четким и определенным распределением функций власти, делает создание системы финансового контроля неотъемлемым условием успеха экономических реформ.

Организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из решающих направлений и безотлагательных задач современной экономической политики. Именно достижению этой цели служит и монография “Основы единой системы государственного финансового контроля в Украине (Макроэкономический аспект)” под общей редакцией председателя Счетной палаты, члена-корреспондента НАНУ Валентина Симоненко, вышедшая в свет в мае нынешнего года в издательстве “Знання України”.

Данное издание, отмечает в предисловии к нему директор донецкого института экономико-правовых исследований НАНУ, академик Валентин Мамутов, в сущности, является первым научным трудом, где аргументированно доказывается необходимость создания именно единой системы государственного финансового контроля, а также излагаются теоретико-методологические, организационно-правовые, информационно-аналитические, технологические и кадровые принципы ее формирования.

Наряду с обобщением теоретических концепций и взглядов на природу такой единой системы авторы монографии уделяют значительное внимание анализу современного состояния ее создания в Украине, раскрывают составляющие опыта, накопленного в этой сфере в других странах мира.

В книге разработаны концептуальные подходы к внедрению целостной системы государственного финансового контроля на основе определения его сущности, исследования существующих проблем, роли и места единого конституционного органа финансового контроля — Счетной палаты, ее значения в организации, координации действенной и эффективной системы государственного финансового контроля.

Актуальность монографии заключается и в том, что в ней впервые сформулированы основные требования по внедрению всех составляющих этой системы. Методологичес­ки обосновано распределение контрольных полномочий внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, необходимость создания его целостной системы, которая функционирует по единым правилам, принципам, процедурам осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности.

Научно-теоретические и практические рекомендации по коррекции курса реформирования государственного финансового контроля в Украине научно обоснованы и в целом могут рассматриваться как непременная составляющая сис­темной трансформации социально-экономической сферы и государственного управления.

Представленная монография убедительно доказывает, что на современном этапе развития общества вопрос построения целостной системы государственного финансового контроля в Украине становится безотлагательной задачей законодательной и исполнительной власти. Без их решения невозможно обеспечить поступательное социально-экономическое развитие, повышение благосостояния народа, построение действительно демократического общества и вхождение в Европейский Союз.

Обоснованность и глубина исследования, широта охвата, острота постановки проблем, логика размещения материала, масштабно представленная фактура контрольной деятельности, последовательная критика несовершенства правительственной политики в этой сфере — все это не может не привлечь внимания тех читателей, которые желают увидеть не только абстрактные теоретические схемы, но и экономические и социальные последствия сохранения статус-кво государственного финансового контроля в Украине, который пока еще не стал надежным рычагом создания государства.