№ 187 от 21 октября 2009 г.

Чтобы перемены радовали

Чтобы перемены радовали

Ритм города

То, что бездумно делалось в начале 1990-х годов, нанесло огромный вред всей украинской экономике, отдельным предприятиям и простым людям. Многие возможности были тогда упущены, говорит городской голова Николаева Владимир Чайка.

Из династии корабелов

ИЗ ОКОН его кабинета открывается панорама реки Ингул. Владимир Дмитриевич вспоминает, что для города не было лучшей новости, чем та, что со стапелей расположенного на берегу Ингула завода имени 61-го коммунара спускались военные корабли, рефрижераторы... Здесь он пять лет работал газорезчиком и учился на вечернем отделении Николаевского кораблестроительного института.

Для Владимира Чайки и его братьев Анатолия и Виктора не было сомнений, какую выбрать специальность. Ведь их родители были кадровыми судостроителями, работали на Черноморском судостроительном. Отец Дми­т­рий Константинович — механиком, мать Зинаида Андреевна занималась разметкой металла, которому предстояло воплотиться в корпуса красавцев кораблей. Все три брата тоже стали корабелами.

...И когда в кабинет мэра заходили ретивые молодцы, требуя убрать с центральной площади памятник Ленину, не восстанавливать разрушенный вандалами памятник Красным маевщикам, Владимир Дмитриевич остужал их пыл простыми вопросами: “Вы думаете, от этого будет легче жить 50 тысячам корабелов, лишившихся работы во время рыночным реформ? У вас есть конкретные предложения по созданию рабочих мест в городе, улучшению жизни ветеранов?”

На такие вопросы у борцов с “тоталитарным прошлым” ответов не было. И тогда мэр уже спокойно объяснял им, что памятники дороги ветеранам. Ведь эти люди освобождали Николаев от фашистов, затем восстанавливали разрушенный город, строили новые предприятия, возводили жилье. Владимир Дмитриевич твердо заявлял “пришельцам”, что пока будет мэром, не позволит лишать Николаев памяти о прошлом, в котором город был счастлив.

Инвесторы
забыли о долгах

— Я НЕ ИДЕАЛИЗИРУЮ прошлое, — говорит Чайка, — но то, что часто бездумно делалось в начале 90-х годов, принесло огромный вред и всей украинской экономике, и отдельным предприятиям, и простым людям.

Владимир Дмитриевич десятый год занимает пост городского головы. Он сожалеет о том, что городская община не имела возможности влиять на процессы, связанные с приватизацией Черноморского судостроительного завода. Ведь до последнего момента от общественности скрывали условия приватизации завода. Это привело в конечном счете к печальному результату.

Несколько раньше Чайке удалось настоять, чтобы его включили в комиссию по приватизации судостроительного завода “Океан”. И он не подписал здесь ни одного документа до тех пор, пока не были четко определены условия погашения задолженностей по зарплате, выплатам во все социальные фонды. А главное — добился, чтобы в документах появился пункт о невозможности перепрофилирования предприятия, против чего яростно возражали его будущие собственники. Теперь город не потеряет этот завод.

Так же настойчиво мэр намерен действовать, если начнется подготовка к приватизации завода имени 61 коммунара. Но по-прежнему его болью остается ЧСЗ. Не раз в детстве он провожал по утрам родителей к центральной проходной завода, проходя по улицам с “корабельными” названиями. Многие их жители раньше тоже работали здесь. Все они мощным потоком вливались в заводские цеха. А теперь...

Сегодня коллектив ЧСЗ, насчитывавший 35 тысяч человек, сократился до двух тысяч. Несмотря на то что у предприятия поменялись инвесторы, так и остались непогашенными многомиллионные долги по зарплате и выплатам в Пенсионный фонд. Владимир Дмитриевич участвовал в десятке судебных заседаний, отстаивая нарушенные в процессе приватизации интересы трудового коллектива и городской общины. В конце концов удалось добиться, чтобы Хозяйственный суд Киева расторг договор купли-продажи акций ЧСЗ и обязал недобросовестных инвесторов братьев Чуркиных вернуть их государству. Но Фонд госимущества почему-то “забыл” выставить предприятие на повторную продажу — дал “добро” на покупку Херсонским судостроительным 90,25 процента акций ЧЗС.

Кому доверить власть

С НОВЫМ собственником тоже разгорелась борьба, ведь и он не спешит выполнять обязательства. А Фонд госимущества снова занял выжидательную позицию, хотя должен контролировать, как на ЧСЗ занимаются модернизацией производства, набирают рабочих...

Николаев относительно спокойно переживает нынешний кризис. Помогает запас прочности, который Владимир Дмитриевич нарабатывал ранее. Чтобы город меньше страдал от остановки крупных предприятий, мэр поддерживал предпринимателей, развитие новых производств, торговли, сферы услуг и туризма.

— Мы учили тех, кто лишился работы, как еще можно зарабатывать средства для своей семьи, близких, а значит, и для всего города, — говорит Чайка. — Чтобы максимально упростить процедуру предоставления земельных участков, коммунальной собственности для развития малого и среднего бизнеса, мы первыми в Украине еще в 2001 году ввели “единое окно”. Этот центр работы с деловыми людьми находится в горисполкоме. Здесь человеку объясняют, какие документы необходимо предоставить для организации своего дела. Сдав их, всего через пять дней можно получить готовое разрешение...

Развитие предпринимательства помогает наполнять городской бюджет. Вопреки кризису, в Николаеве направили из бюджета 11,5 миллиона гривен на социальную защиту пенсионеров, приобретение лекарств, лечение... Не прекратили выплачивать и средства на оздоровление медиков и учителей, продолжают обеспечивать питанием младших школьников. Для детей-сирот закупили одежду, школьные принадлежности. А еще сдали в эксплуатацию 72-квартирный жилой дом, построенный по программе молодежного строительства.

— Я считаю, — говорит председатель “Комитета спасения ЧСЗ” Игорь Овдиенко, — что и на местах, и в центре мы должны доверить власть не представителям олигархов, а людям, имеющим рабочие корни, получившим хорошую трудовую закалку.

Что здесь скажешь? Он прав...

Николаев.