№ 186 от 20 октября 2009 г.

Чары нержавеющей профессии

Чары нержавеющей профессии

Почти тридцать лет Виктор Петрович Михалев проработал газосварщиком, был уважаемым, классным специалистом, а потом круто развернул судьбу и стал кузнецом.

Первая попытка

ТАКУЮ внезапную смену занятий сам Виктор Петрович объясняет просто:

— Все получилось почти случайно. Несколько лет назад я увлекся тиснением по фольге. Брал обычную репродукцию святого лика, тиснил оклад и отдавал готовый образ добрым людям. При этом ни художником, ни создателем икон себя не считал. А в 2002 году как-то мимоходом заглянул в расположенный в центре Донецка Парк кованых фигур да так восхитился работой кузнецов, что стал бродить среди их творений, как завороженный.

Возвращался домой под неизгладимым впечатлением, с огромным желанием попытаться создать что-то подобное. Только вот как? Михалев решил попробовать. Ему помог опыт сварщика, знание особенностей металла и какое-то острое желание попробовать свои силы в новом для него деле. Он взял полосу железа, разогрел ее, отбил и выковал первые кованые цветы. Со временем они становились все совершеннее и совершеннее. Теперь кованые розы Михалева соперничают в красоте с живыми.

Чудо из кованых гвоздей

ДОМ МИХАЛЕВА, расположенный на самой окраине Донецка, увит пышным виноградом. Двор заботами супруги утопает в зелени и цветах. Маленькую кузню сразу даже и не заметишь: она расположена среди густых зарослей папоротника под молодой сливой, в самом дальнем углу двора. Здесь Виктор Михалев создает свои миниатюрные работы. Обыкновенные кованые гвозди он чудесным образом превращает в маленькие человеческие фигурки. Так появилась на свет изящная компания кузнечных шедевров — “Штангист”, “Скрипачка”, “Велосипедист” и многое другое. Теперь эти фигуры экспонируется как образец современного кузнечного искусства в Донецком краеведческом музее.

В кузню круглый год прибегают окрестные мальчишки, которым мало тех уроков художественной ковки, что дает в средней школе № 138 Виктор Петрович. Там он руководит детским кружком. В школу Михалев пришел, поскольку убежден, что детей нужно отвлечь от улицы и что рабочая профессия никому не помешает.

— Ту ситуацию, которая сейчас сложилась в стране в сфере профориентации, нормальной не назовешь, — говорит Виктор Петрович. — Молодежь повально устремилась в вузы, специалистов с высшим образованием хоть пруд пруди, они не могут устроиться на работу, маются от безделья. При этом высококвалифицированных рабочих, скажем, токаря шестого разряда, днем с огнем не найдешь.

Вот и стремится Михалев познакомить ребят с рабочими профессиями, привить вкус к творческому труду. Ребята к нему тянутся. Здесь даже создали молодежную общественную организацию “Надежда”, чтобы общаться не только во время уроков.

А основное место работы кузнеца — ООО “Модификатор”, где он создает ажурные беседки и кружевные скамейки, затейливые подсвечники и многое другое. Его изделия не раз экспонировались на фестивалях кузнечного искусства.

Настоящий патриотизм

В ОТЛИЧИЕ от горлопанов, облачившихся в вышиванки и на каждом углу вещающих о своей великой любви к Украине, Виктор Петрович о сокровенном помалкивает. При этом облагораживает район и город, в котором живет. У исполкома Пролетарского района людей восхищает неувядающий зимний сад, где “растут” кованые деревца и кусты роз. На соседней улице, у памятного знака освободителям Донбасса стоит выкованная им корзина цветов, а чуть поодаль сияет свежими красками и удивляет новой металлической композицией некогда заброшенный памятник советским воинам. Обо всем этом Виктор Петрович особо не распространяется, очень просто, без пафоса говорит: “Для меня свято все, что связано с Великой Оте­чественной войной”.

А еще Михалев мечтает о том, что в окраинном районе города когда-нибудь пройдет фестиваль кузнечного искусства, на который съедутся его друзья — признанные мастера художественной ковки — со всей территории СНГ. Мечтает, что откроется детская школа ковки и вырастет молодая смена классных мастеров. Местные власти давно обещают предоставить помещение для этих целей.

А еще Виктор Петрович надеется, что его самая младшая девятилетняя дочка не останется равнодушной к искусству и обязательно закончит художественное училище, ведь уже сейчас в ее руках заурядный пластилин превращается в затейливые фигурки, а краски ложатся изысканными узорами.