№ 83 от 14 июня 2006 г.

Спасайся, кто как может!

Хотя субсидия бедным тоже поможет

ПОКА народ отходит от недавнего шока, вызванного невеселой вестью о повышении тарифов на электроэнергию и газ, а следовательно и на коммунальные услуги, родное правительство выискивает возможности для смягчения ценового удара по кошелькам украинцев. Правда, при этом чиновники считают, что жить нам стало лучше и веселее. По их убеждению, за первый квартал 2006 года в Украине удалось существенно улучшить структуру доходов населения. И оперируют они такими сравнениями: если в январе доля зарплаты в доходах средней украинской семьи составляла 40%, то к 1 апреля она выросла до 45,8%. Реальная заработная плата увеличилась почти на 23%. Растет и номинальная заработная плата во всех регионах, а в Киеве, Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областях она превысила 1000 гривень. Однако хочется возразить: статистическая отчетность — это одно, а вот конкретный кошелек простого человека — совсем другое.

Так чем же правительство “сердце наше успокоит”? На днях министр труда и социальной политики Иван Сахань сообщил о предупреждающих мерах для населения, которые планируют ввести в условиях повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В первую очередь, идет речь о жилищно-коммунальных субсидиях, размеры которых, по словам Ивана Саханя, “будут повышены”. Но не только. “Повышение уровня инфляции свыше 1% автоматически вводит в действие механизм индексации, — отметил он, — таким образом, это будет первой защитой для людей, которые получают доходы в пределах прожиточного минимума”.

Однако самым действенным способом поддержки населения в условиях повышения тарифов, считает руководитель Минтруда, является все-таки пересмотр жилищно-коммунальных субсидий. Большинство людей, которые получают доходы на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, будут иметь серьезную поддержку от государства, поскольку платить за стоимость жилищно-коммунальных услуг придется лишь 15-20% от своего дохода. Поэтому изменения тарифов их вообще не коснутся, успокаивает министр. И констатирует: “По нашим подсчетам, количество граждан, которые пользуются жилищно-коммунальными услугами в отопительный период, увеличится почти вдвое. Исходя из этого, новые субсидии будут назначаться в течение двух месяцев со дня повышения размера платежей”.

Такой временной “люфт” предоставлен во избежание очередей граждан, нуждающихся в субсидиях. При этом было отмечено, что пересчет действующих субсидий будет осуществляться без обращения граждан — автоматически.

Спасибо хотя бы и за это. Но справится ли государство с существенной “дырой” в бюджете, которая, естественно, станет еще больше из-за увеличения размера финансирования субсидий? И доныне эта поблажка для бедных не была дешевым удовольствием. Лишь в прошлом году субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получали свыше 1 млн семей. Общая же сумма выплат составляла 354 млн грн. Денежные субсидии на приобретение газа и твердого топлива получили почти 659 тыс. семей на сумму 170,6 млн грн.

А как будем жить теперь? Эксперты утверждают, что для поддержки бедных, которые не способны справиться с галопирующими ценами на жилищно-коммунальные услуги, государству придется потратить дополнительно около 400 миллионов гривень. Словом, вдвое больше, чем в прошлом году.

Кто же имеет право на жилищные субсидии и при каких условиях их будут предоставлять? С этим вопросом мы обратились к директору департамента государственной социальной защиты населения Минтруда Украины Виталию Мущинину.

— Право на назначение субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, — рассказывает Виталий Вадимович, — имеют семьи, в которых размер платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления с учетом льгот превышает объем определенного Кабинетом министров Украины обязательного процента платежа (15 или 20 процентов среднемесячного дохода).

Семьи, которым назначена жилищная субсидия, платят за коммунальные услуги в пределах нормы владения или пользования общей площадью жилья и нормативов пользования коммунальными услугами — 20 процентов среднемесячного совокупного дохода. Семьи пенсионеров и других нетрудоспособных граждан, а также семьи, где есть несовершеннолетние дети, инвалиды I и ІІ групп, платят за услуги 15 процентов среднемесячного совокупного дохода, если размер их дохода на одного человека не превышает 50 процентов прожиточного минимума.

Особо следует помнить, что при назначении жилищной субсидии учитывается имущественное состояние граждан. В частности, субсидия не назначается, когда:

* среди зарегистрированных на жилой площади есть трудоспособные лица, которые не работают, не учатся, не стоят на учете в службе занятости как ищущие работу;

* во владении зарегистрированных на жилой площади или членов их семей есть дополнительное жилое помещение или транспортное средство, которое находится в эксплуатации не больше 10 лет;

* жилое помещение приобретено не больше года назад.

— Куда нужно обращаться и какие документы предоставить?

— Для назначения жилищной субсидии гражданам необходимо обратиться в органы труда и социальной защиты населения по месту жительства (в сельской местности — к уполномоченному сельского совета). Среди документов, которые нужно предоставить, обязательно должны быть: паспорт, заявление, справка о зарегистрированных в жилом помещении лицах, справки о доходах каждого из зарегистрированных и декларации об их доходах и имущественном состоянии, сведения об обеспеченности жилой площадью и коммунальными услугами, расчетные книжки, квитанции или аналогичные документы о фактической оплате жилищно-коммунальных услуг за предыду­щий период. Кроме этого, с учетом особенностей каждой семьи возможно предоставление дополнительных сведений (для подтверждения имущественного состояния, о заключении соглашения на погашение задолженности и тому подобное).

— В какие сроки предоставляется субсидия?

— После заявления граждане могут в течение месяца подать необходимые документы. Решение о назначении или неназначении субсидий принимается в течение десяти дней после подачи всех необходимых документов. Субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается с месяца поступления заявления на шестимесячный срок. В случае, если за отопление граждане платят в течение отопительного периода, субсидия назначается на этот период. Если в жилом помещении зарегистрированы и проживают только пенсионеры, которые не работают, и другие нетрудоспособные граждане, источником существования которых являются лишь доходы от личного хозяйства, пенсия и другие социальные выплаты, субсидия по их желанию назначается на двенадцать месяцев.

И наконец, едва ли не самое главное в свете последних событий. В случае утверждения новых тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги пересчет действующих субсидий осуществляется без обращений граждан с месяца, в котором состоялось изменение тарифов. Новые субсидии назначаются в течение двух месяцев со времени повышения размера платежей (с целью избежания очередей граждан, которые обращаются за назначением субсидий). Органы труда и социальной защиты населения для своевременного назначения жилищных субсидий и предотвращения образования очередей в период интенсивного обращения граждан обеспечат ежедневный прием в удобное для населения время.