№ 83 от 14 июня 2006 г.

Лучше самолетов только поезда

К 2010 году “Укрзалiзниця” планирует существенно увеличить парк скоростных поездов, причем отечественного производства

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор “Укрзалiзницi” Василий Гладких уверен: если в подразделениях его ведомства оставлять хотя бы часть денег, направляемых сейчас в Государственный бюджет (а это почти 6,5 миллиарда гривень в год), через 3-4 года украинские железные дороги не будут уступать европейским ни по скорости, ни по комфорту, ни по степени новизны подвижного состава. К слову, новинки последнего довелось увидеть и журналистам “Рабочей газеты”. В минувшую пятницу Василий Гладких лично продемонстрировал представителям СМИ разработки отечественных вагоностроителей. На железнодорожной станции Киев-Московский собрали целый состав из новеньких вагонов: от спальных — для поездов дальнего следования, до уникального автобуса на рельсах, способного перевозить без малого сотню пассажиров со скоростью до 200 км в час на любые расстояния.

Железнодорожная выставка проходила в рамках второй Международной научно-практической конференции “Наука в транспортном измерении: пассажирские перевозки”, участие в которой приняли специалисты из Украины, России, Беларуси, Польши, Германии, Чехии, Словакии и Финляндии.

Гендиректор “Укрзалiзницi” рассказал, что на сегодняшний день наши железнодорожники и машиностроители смогли подготовить инженерно-техническую и производственную базу для переоснащения подвижного состава.

В разработку новой техники только за последние 5 лет вложено более 800 млн грн собственных средств железных дорог. Это позволило  спроектировать и построить пассажирские вагоны нового поколения, не уступающие по своим характеристикам скорости и комфорта лучшим европейским образцам. Дабы не быть голословными, скажем, что в новых вагонах помимо современных противопожарных и охранных систем, систем кондиционирования и обогрева, к услугам пассажиров видеодисплеи, бары, экологически чистые туалеты вакуумного типа (в спальных вагонах предусмотрена даже индикация — занят в данный момент туалет или свободен). И это не говоря уже о том, что конструкция ходовой части вагона создана таким образом, что пассажиры не ощутят скорости в 160 км/час.

Примечательно, что представленная вниманию прессы техника — это не выставочные экземпляры. Новые дизельные поезда уже активно используются на Одесской, Донецкой, Львовской, Приднепровской железной дороге. А автобус на рельсах курсирует между станциями Южной железной дороги.

Понятно, что обновление железнодорожного парка идет пока весьма медленно. Процент износа подвижного состава достиг почти 80%. “Сегодня нам часто ставят в вину, что дополнительные поезда в том же крымском направлении не отвечают требованиям сегодняшнего дня, — говорит Василий Гладких. — И я согласен.  Действительно, в большинстве случаев техническое состояние поездов сейчас оставляет желать лучшего. Но ведь из ничего ничего не бывает. Вагоны и локомотивы — это тоже товар, который нужно покупать”. Так, по словам гендиректора “Укр­залiзницi”, до конца года на обновление подвижного состава планируется израсходовать
2,2 млрд грн. На эти деньги закупят 100 пассажирских вагонов, 17 магистральных электровозов, 99 вагонов дизель- и электропоездов. До 2010 года “Укрзалiзниця” закупит 500 новых пассажирских вагонов (это 9% всего парка техники). “За последние 15 лет было закуплено всего 100 вагонов. В этом году мы выполним план по закупкам, а при хорошей рыночной конъюнктуре, возможно, и перевыполним его за счет увеличения доходности железных дорог, увеличения транзитных и внутренних перевозок”, — сказал Василий Гладких.

В намерениях “Укрзалiзницi” — реализация ряда инвестиционных и совместных с иностранными компаниями проектов. Так, в Финляндии будет закуплен скоростной поезд “Pen­dolino”, развивающий скорость до 200-300 км/час. Поезд будет курсировать между Харьковом, Киевом и Москвой. Не исключено, что в будущем украинские и финские специалисты наладят совместное производство таких поездов в нашей стране. В этом проекте будут задействованы не только вагоностроительные предприятия, но и заводы, изготовляющие специальные бесшовные рельсы для скоростных поездов. В Украине уже есть железнодорожные полотна, позволяющие использовать скоростные составы. Это харьковское, днепропетровское и московское направления. Сейчас ведется работа по обновлению путей в других направлениях.

В ходе общения с журналистами Василий Гладких также рассказал о проектах ввода ряда новшеств на железной дороге. Сейчас изучается возможность организации питания для пассажиров поездов дневного следования (экспрессов). В качестве эксперимента предлагается использовать специальные талоны на обед. Оплатить их или нет пассажир решает сам при покупке билета. Стоимость питания будет варьироваться от класса вагона. В купейных и спальных обед затянет на 12 грн. В плацкартных — 6–7 грн.

“Хочу отметить, что обед в поезде — это вовсе не наша находка. В поездах Российской железной дороги подают самую вкусную солянку во всей стране, так почему бы нам не попотчевать наших пассажиров наваристым украинским борщом?” — отметил В.Гладких и подчеркнул, что заказ обеда в поезде — дело исключительно добровольное.  

Менее приятная новость — дальнейшее повышение тарифов на пассажирские перевозки. “Как бы там ни было, тарифы все равно нужно будет поднимать в связи с тем, что мы несем 2 млрд 400 млн грн убытков”, — сказал В.Гладких. По словам гендиректора “Укрзалiзницi” в среднем цена на билеты повысится на 43%. Полученные деньги будут направлены на закупку и строительство новых вагонов, а также на погашение убыточности пассажирских перевозок.

В сфере ценообразования на билеты В.Гладких предлагает использовать российский опыт. Там цену на билет в плацкартном вагоне определяет государство, таким образом защищающее малоимущие слои населения. А вот стоимость места в купе или СВ зависит от рыночного спроса и предложения.