№ 177 от 06 октября 2009 г.

Армия: платить или служить?

Армия: платить или служить?

Без обиняков

В редакцию позвонила наша читательница из Луганской области и со слезами в голосе рассказала, что ее сыну, который отлично учился в школе и поступил в Киевский политехнический институт на бюджетное обучение, в числе прочих студентов предложили оплатить обучение на военной кафедре родного вуза (2500 гривен в семестр). В противном случае после института парня заберут в армию.

— Он не может за себя постоять! — говорила женщина. — Его там затюкают, а может, и покалечат! Почему он должен платить за эту кафедру, ведь он на бюджете?! Может, скоро и за обучение на кафедре математики придется платить?

Почему?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, еще в 2005 году в ряде вузов существовала градация: бюджетники проходили военную кафедру бесплатно, а студенты-контрактники за деньги.

В Киеве таких было только три вуза. Так, Kиевский национальный университет имени Шевченко обеспечивал бюджетникам бесплатное обучение на военной кафедре, а для контрактников она стоила 900 гривен в семестр. НТУ “KПИ” брал плату за “военку” только с контрактников из расчета 250 долларов США за семестр по курсу на день оплаты. А вот Национальный транспортный университет бесплатно обучал премудростям военного дела только бюджетников-отличников. Для всех других этот курс стоил 1800 гривен в семестр.

А нынче для студентов прохождение “военки” исключительно платное. Это подтвердили нам во всех вышеперечисленных вузах. Основания? Конечно, есть.

Но прежде чем перейти к ним, предлагаю подумать: почему еще четыре года назад одни вузы брали деньги со всех студентов, которые обучались на военной кафедре, а другие — нет?

Пока вы думаете, мы приведем документы, на основании которых вузы плату берут. А потом вернемся к этому “почему” и сравним ваши размышления с нашими.

Итак, факты.

Факты

В 2003 ГОДУ появился совместный указ Министерства обороны Украины и Министерства образования и науки № 400/192 от 20.06.2003 года “Про затвердження Положення про військові навчальні підрозділи вищих навчальних закладів”, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 27.10.2003 года под № 978/8299.

А год спустя те же министерства выпустили “Інструкцію про організацію підготовки офіцерів запасу з числа студентів вищих навчальних закладів” (указ № 531/857 от 11.11.2004 года). И к ней масса дополнений: всевозможные образцы форм договоров.

В дополнении 2 к инструкции “Взірцева форма договору про військову підготовку студентів у (на) (назва вищого навчального закладу) за програмою офіцера запасу” в пункте 3 “Порядок розрахунків” читаем следующее.

“3.1. Підготовка офіцерів запасу з числа студентів в обсягах державного замовлення здійснюється за рахунок коштів Державного бюджету України, передбачених на утримання Збройних Сил України.

3.2. За рахунок коштів, що надходять від юридичних та фізичних осіб як сплата за послуги, пов’язані з навчанням, в обсягах, установлених Міністерством оборони України спільно з Міністерством освіти і науки, проводиться військова підготовка студентів за програмою офіцерів запасу з метою задоволення їхніх особистих потреб в отриманні додаткових знань, умінь та навичок у військовій справі”.

Пункт 3.2. полностью отвечает и “Положенню про державний вищий навчальний заклад”, в пункте 82 которого сказано, что “додатковими джерелами фінансування є:

1) кошти, одержані за навчання, підготовку, підвищення кваліфікації та перепідготовку кадрів відповідно до укладених договорів;

2) плата за надання додаткових освітніх послуг”.

А поскольку военная специальность, получаемая на военной кафедре гражданского вуза, не является основной, то и услуга получается что ни на есть дополнительной. А потому платите! Дополнение 4 к инструкции пунктом 2.4.7 отвечает: “Не пізніше 10 днів після початку кожного семестру, під час якого здійснюється військова підготовка, вносити плату за послуги, пов’язані з навчанням за програмою підготовки офіцера запасу, згідно із затвердженим кошторисом”. А пункт 3.4. уточняет: “У разі несвоєчасної оплати навчання студентом сплачується пеня за кожний календарний день заборгованості у розмірі 0,5% від несплаченої суми”.

О моральном аспекте проблемы — ни слова. Ни о студентах-бюджетниках, родители которых потеряли работу. Ни о студентах из сел, чьи родители получают крохи. Рыночное время, господа. Все продается и покупается за деньги, которые не пахнут.

Деньги

А ТЕПЕРЬ вернемся к “почему”. У вас уже есть свой ответ? Давайте сравним.

Итак, почему не работает пункт 3.1 “Підготовка офіцерів запасу з числа студентів в обсягах державного замовлення здійснюється за рахунок коштів Державного бюджету України, передбачених на утримання Збройних Сил України”?

А как, скажите, ему работать, если правительство Тимошенко резко сократило расходы на оборону и предлагает оставить их на том же уровне в 2010 году?

Необходимость в прохождении студентами военной кафедры могла бы отпасть, если бы армия Украины перешла на контрактную основу. Пусть не в 2008 году, как, заигрывая с избирателями, обещала Тимошенко, так в 2010-м, как уверял наш гарант в 2005 году, когда презентовал программу “Контрактная армия до 2010 года”. Министерство обороны тогда опубликовало ежегодные планы набора в профессиональную армию. В конце 2009 года ее комплектование должно было завершиться (численность солдат и сержантов — 80 тысяч). Но в нынешнем году контрактников в Вооруженных Силах Украины на 30 тысяч меньше — чуть более 50 тысяч солдат и сержантов. А на начало 2009 года было на две тысячи больше. То есть контрактная армия у нас не просто не растет численно — она сокращается.

Причина все та же — финансирование. А отсюда — невыполнение государством условий контракта.

Но Ющенко хозяин своего слова: он его дал, он его и забрал и подписал указ – разработать план, по которому армия стала бы профессиональной к... 2015 году.

Так что тех, кто поступил в вуз в этом году, может быть, и не призовут на срочную службу в Вооруженные Силы Украины.

Но с нынешней властью? Очень сомневаюсь.