№ 174 от 01 октября 2009 г.

«АэроСвит» в налоговой петле

«АэроСвит» в налоговой петле

Конфликт

Продолжаем тему, поднятую во вчерашнем номере “РГ”, о положении дел в ведущей авиакомпании Украины. По имеющейся информации, в настоящее время забастовка пилотов прекращена, авиарейсы возобновлены. Тем не менее проблемы остались. Возможно, о главной из них шла речь на встрече представителей трудового коллектива авиакомпании “АэроСвит” с лидером украинских коммунистов Петром Симоненко.

62 миллиона задолженности

ОКАЗЫВАЕТСЯ, невыплата зара­ботной платы летному составу — это лишь небольшая часть общего вороха трудностей авиакомпании. Обратиться к Петру Симоненко трудовой коллектив заставил очень больной вопрос: государственная задолженность перед “АэроСвитом” по возмещению налога на добавленную стоимость (НДС). Сразу введем в курс дела читателей: возврат НДС — это возмещение субъекту предпринимательской и хозяйственной деятельности из Госбюджета переплаченных сумм НДС. Вопреки прописанному в законодательстве механизму, авиакомпания “АэроСвит” не может получить положенных ей денег. Если в прошлом году сумма возмещенного для нее НДС составила 140 миллионов гривен, то по состоянию на 2 июля нынешнего — только 29 миллионов.

В июне месяце этого года Общест­венный совет предприятия от имени трудового коллектива обратился за помощью к премьер-министру Украины. А 2 июля провел акцию протеста у стен Кабинета министров. В итоге Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) признала задолженность. Через четыре дня “АэроСвиту” перечислили еще 41 миллион гривен — половину существовавшего на тот момент долга. Далее завязалась переписка с Минтрансом, правительством и ГНАУ. В ГНАУ долг перед авиакомпанией признали, но отдавать его не спешат. Как сказал корреспонденту “РГ” первый заместитель генерального директора по финансовым вопросам авиакомпании “АэроСвит” Андрей Павлушин, “на все наши обращения отвечают: занимаемся, проверяем, ждите”. В результате дождались до того, что на 25 сентября задолженность государства по возмещению НДС перед “АэроСвитом” достигла 62 миллионов гривен.

На 1 октября представителям авиакомпании назначена встреча с председателем ГНАУ Сергеем Буряком. Чтобы привлечь внимание налоговой администрации к своим требованиям, трудовой коллектив планирует провести в этот день пикетирование офиса ГНАУ в Киеве.

Кто поставит точку?

ВСЕ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ “аэросвитовцы” рассказали во время встречи в ЦК Компартии Украины с Петром Симоненко.

— Эта ситуация — результат отсутствия поступлений в бюджет от реального сектора экономики, — убежден лидер КПУ. — Поэтому правительство, латая бюджетные дыры, по сути замораживает те средства, которые должно вернуть. Тем не менее кризисная ситуация в экономике (во многом результат деятельности нынешнего правительства) не снимает ответственности с Кабинета министров. Законодательство обязывает государство вернуть “АэроСвиту” заработанные компанией деньги. Необходимо положить конец порочной практике, когда в период кризиса предприятия вынуждены платить налог с прибыли, которой они не получают.

По итогам встречи Петр Николаевич намерен встретиться с руководством ГНАУ и поднять вопрос о возмещении задолженности. Если же и там не смогут или не пожелают решить проблему, лидер коммунистов пообещал выйти на высших должностных лиц Кабинета министров — вице-премьера Турчинова или премьер-министра Тимошенко. Кроме того, Петр Симоненко, как народный депутат и руководитель одной из парламентских фракций, в порядке депутатского обращения собирается направить документы по “АэроСвиту” в Генеральную прокуратуру.

Без НДС и с трудовыми коллективами

– А ПОЧЕМУ вы решили обратиться за помощью именно к коммунистам? Этот вопрос мы задали заместителю председателя Общественного совета предприятия авиакомпании “АэроСвит” Владиславу Неговскому.

— Начнем с того, что Симоненко чуть ли не единственный из украинских политиков, кто выступает за немедленное упразднение НДС, — ответил Владислав Борисович. — Его позиция остается неизменной, что подтвердила и сегодняшняя встреча. Кроме того, Петр Николаевич поддержал наши предложения о необходимости повышения роли и статуса трудовых коллективов. В этой связи он пообещал учесть наши предложения при подготовке соответствующего законопроекта в Верховной Раде Украины.

Надо сказать, важность повышения статуса трудовых коллективов в решении различного рода споров подтвердила и забастовка летчиков “АэроСвита”. Мы сейчас не будем говорить о законности или незаконности этой акции. Но хотелось бы обратить внимание, что требования пилотов касались исключительно летного состава. Тогда как заработную плату не получал практически ВЕСЬ трудовой коллектив.

...Пойдет ли правительство навстречу законным требованиям “АэроСвита”? Очень хотелось бы на это надеяться. В противном случае для и так переживающего нелегкие времена предприятия, фактически борющегося за выживание, ситуация еще более обострится, а дело может дойти до банкротства. К чему это приведет, догадаться несложно. На смену украинской авиакомпании, занимающей более 40 процентов авиационного рынка страны, придут более мощные и богатые иностранные конкуренты. Неужели их интересы лоббируют в Кабинете министров?