№ 81 от 08 июня 2006 г.

Глеб Жеглов и Володя Шарапов...

В ПОГОНЕ за высокими рейтингами телевизионные каналы вновь и вновь повторяют старые, всеми любимые советские сериалы. Это беспроигрышный ход. И что характерно: современные школьники смотрят эти фильмы с не меньшим интересом, чем когда-то смотрели их родители. Такие ленты не стареют, они пережили своих создателей, но не потеряли актуальности, ценности, а значит, такие фильмы — это настоящее искусство.

Не секрет, что во время премьерного показа сериала “Место встречи изменить нельзя”, кстати, как и после выхода “Семнадцати мгновений весны”, в городах вымирали улицы, а количество преступлений сводилось к нулю. Сегодня не так важно, что банд под названием “Черная кошка” в послевоенные годы действительно было множество и входили в них не тертые рецидивисты, а расплодившиеся во время войны беспризорники. Как говорится, главное не в этом. Просто перед нами культовое во всех отношениях кино, повторить невероятный успех которого не способны ни современные, пусть даже самые качественные сериалы, ни режиссер Станислав Говорухин своими последующими работами, ни современные актеры, которые, казалось бы, всем недурны, однако кто же из них крикнет, как Высоцкий: “С тобой, свинья, разговаривает капитан Жеглов”. Никто не крикнет. Вот так...

Все утверждают, что инициатором появления на свет сериала “Место встречи изменить нельзя” является Владимир Высоцкий. Именно он, прочитав только что вышедший роман братьев Георгия и Аркадия Вайнеров “Эра милосердия”, загорелся желанием его экранизировать, намереваясь сыграть в нем главную роль. Телевизионное начальство эту идею поддержало, поскольку чуть раньше огромный зрительский резонанс вызвал сериал “Рожденная революцией”. Почему бы вновь не обратиться к милицейской теме?

Первоначально снимать новую ленту должен был  Алексей Баталов, но из-за занятости в другом проекте (“Три толстяка”) он вынужден был отказаться. Вот тогда-то Высоцкий и привел на съемочную площадку Станислава Говорухина, с которым подружился еще в 1966 году на съемках картины “Вертикаль”. Большая часть подготовительного периода ушла на поиски актеров, а баталии вокруг главных персонажей развернулись, мягко говоря, нешуточные. У братьев Вайнеров вызывала возражения кандидатура Высоцкого. Они видели в роли Жеглова Николая Губенко либо Сергея Шакурова. Хватало недоброжелателей у Высоцкого и в руководящих инстанциях. К счастью, Владимир Семенович имел влиятельных друзей в МВД, курировавшем съемки сериала. Кроме того, Говорухин сделал очень удачный ход: он смонтировал мини-фильм с кинопробами всех актеров на роль Жеглова, и Высоцкий на их фоне смотрелся наиболее выигрышно и интересно.

Настоящая битва разразилась вокруг второго основного персонажа — Шарапова. Когда Вайнеры узнали, что Говорухин намерен пригласить Конкина, они заявили решительное “нет”! Кого угодно, но только не этого “Павла Корчагина”. Страсти накалились до предела. Пошла череда претендентов: Сергей Никоненко, Александр Абдулов, даже Станислав Садальский. Высоцкий предлагает взять на роль Шарапова своего партнера по театру на Таганке Ивана Бортника (ему впоследствии достанется роль Промокашки). По признанию Бортника: “Во мне было меньше комсомольской закалки. И я бы совершенно не так сыграл Шапарова — человека, который более сорока раз ходил за линию фронта. Конфликт между Жегловым и Шараповым в моем исполнении выглядел бы острее”. В общем, правдами и неправдами Говорухин все-таки добился своего (о чем, кстати, потом и пожалел): Конкин был утвержден. Но проблемы остались. “Работа началась, — вспоминает Конкин, — но первые результаты никому не понравились. Я впервые отчетливо понял, что никому я в этой картине не нужен. Я тихо собрал свой чемодан и уже решил было уезжать, как вдруг в дверь моего гостиничного номера постучал Виктор Павлов (он играл в сериале роль бандита Левченко). “Чего это ты чемодан собрал?” — “Да вот, Вить, уезжаю я. Не могу больше работать в такой обстановке, когда все тебя не любят, не понимают... Да и Высоцкий давит, как танк, ничего не слушает, тянет одеяло на себя...” А именно так и было. чего скрывать? Не знаю, может, кому-то и приятно, когда на него орут. Мне приятно не было, у меня просто руки опускались... Короче, Виктор уговорил меня остаться. А вскоре в Одессу приехал Стас Садальский, и Высоцкий со свойственным ему темпераментом начал давить уже на него...”

В фильме много красавиц (Наталья Фатеева, Светлана Светличная, Валерия Заклунная), но только одна из них стопроцентно положительная героиня. Это комсомолка Варя, любимая девушка Шарапова. Ее должна была сыграть обаятельнейшая Лариса Удовиченко. Но возникли проблемы. “Ты станешь звездой, тебе будут завидовать все девушки Советского Союза”, — убеждал актрису Говорухин. Но та уперлась: “Или сыграю Маньку-облигацию, или никого”. О Варе она даже и слышать не хотела. Что ж, когда ни одна из претенденток на роль Маньки-облигации так и не была утверждена, решили все-таки пригласить Ларису. Результат известен — получилась блестящая неповторимая Манька. Актриса признается: “Я действительно не знала, как пишется слово “облигация”. Спросила у Высоцкого. Он машинально ответил. Говорухин решил эту сцену вставить в фильм”. Правда, Станислав Сергеевич придерживается другой версии этого эпизода. И сейчас уже трудно точно установить, как было на самом деле.

А вот отвергнутую переборчивой Удовиченко Варю сыграла молоденькая Наталья Данилова из ленинградского Большого драматического театра. Но большой звездой, несмотря на предсказания режиссера, она так и не стала, хотя снялась потом в нескольких картинах. Любопытная деталь: у Даниловой низкий, грудной голос, который, по мнению создателей, не очень-то гармонировал с ее ангельской внешностью, поэтому в “Месте встречи...” ее пришлось “озвучить” другой актрисой.

Съемки сериала начались 10 мая 1978 года на Одесской киностудии. Все шло согласно намеченному плану, и вдруг... Высоцкий просит заменить его другим артистом. А виной тому был приезд Марины Влади, его жены, которая отсоветовала ему ввязываться в такую “долгоиграющую” — почти на год — работу. Ей хотелось попутешествовать с мужем, показать ему мир. Говорухин приложил максимум усилий, чтобы  уговорить любимца зрителей остаться, поскольку понимал, что именно Высоцкий со своим неуемным темпераментом придавал картине нужный нерв и эмоциональную окраску, а без него весь проект находился под большим, большим вопросом. В результате обоюдного соглашения был составлен так называемый “щадящий график”, позволяющий Высоцкому время от времени отлучаться в зарубежные поездки: по городам Америки и на Таити. Параллельно ему еще приходилось “наведываться” в Москву, чтобы играть положенные спектакли в родном театре на Таганке. В общем, человек работал на пределе...

Читатели, знакомые с романом “Эра милосердия”, в курсе, что заканчивается он трагично: погибают и Левченко, и невеста Шарапова Варя Синичкина. Однако киношное руководство заявило в категорической форме, что не позволит разочаровывать зрителей таким убойным финалом. Создатели сериала всячески отстаивали первоисточник. Торги шли больше месяца, в результате пришли к компромиссу: Левченко погибал, ну а Синичкина уж оставалась живой.

В итоге Вайнеры сериалом остались недовольны, даже потребовали снять их имена, как сценаристов, с титров. Потом, правда, по словам Говорухина, “вовремя спохватились и взяли ход назад...”

У ленты “Место встречи изменить нельзя” счастливая зрительская судьба. Ни один телевизионный сезон не обходится без ее показа. А то и по нескольку раз. Ходили слухи о возможных съемках продолжения картины, но идея так и погибла на корню. Потом журнал “Сериал” выступил с предложением снять новую версию любимой ленты с современными актерами. Но правильно сказала Марина Могилевская, которую прочили на роль Соболевской (вместо Фатеевой): “Я уверена, что любой римейк хуже оригинала. И потом, разве можно себе представить, что вместо Высоцкого сыграл бы кто-нибудь другой? Или вместо Конкина, Джигарханяна? И телевидение, и кино сегодня очень сильно изменились, так что в новом фильме были бы расставлены другие  акценты. Думаю,  что в нем было бы больше перестрелки, крови, трупов, драк, чернухи. Всего того, что я не приемлю в современном кино. Надеюсь, что новой версии “Место встречи изменить нельзя” не будет никогда”. По-моему актриса права...