№ 137 от 06 августа 2009 г.

Как спасти наш кинематограф?

Как спасти наш кинематограф?

Вопрос ребром

История украинского кинематографа времен независимости — печальная хроника его угасания. По мнению руководства обновленного, получившего недавно юридический статус Национального союза кинематографистов Украины (НСКУ), если не изменить ситуацию на протяжении ближайшего года, украинский кинематограф исчезнет. А мы и здесь превратимся лишь в потребителей чужого продукта.

На голодном пайке

САМОЕ удивительное, что все эти годы, при всех президентах принимались меры, разрабатывались программы, направленные на оздоровление и развитие отечественного кино. Но результатов это не приносило. Чтобы понять катастрофичность нынешнего состояния нашей, с позволения сказать, киноиндустрии, сравним кинобюджеты Украины и некоторых стран Европы на текущий год. Во Франции это 535 миллионов евро, в России — 283 миллиона долларов, в Германии — 140 миллионов евро, в Польше — 45 миллионов евро, в Украине — 5 миллионов гривен, или около 500 тысяч евро. По количеству фильмов, запущенных в этом году в производство, контраст не менее разительный: во Франции — 240 фильмов, Германии — 120, России — 70, в Украине — два(!).

К тому же, по словам председателя НСКУ Сергея Трымбача, даже те жалкие крохи, которые государство выделяет на кино, распределяются Министерством культуры втемную, без учета мнения участников кинопроцесса. Непонятно, куда идут деньги, непонятен механизм принятия решений — почему одним дают, другим не дают. Жизнь на киностудии имени Довженко замерла. Помещения зимой не отап­ливаются. На глазах гибнут уникальные материалы здешнего музея. В стране тысячи безработных кинематографистов. Сегодня специалисты кино в массовом порядке расстаются с профессией без надежды на возвращение.

Одна из главных задач сегодняшнего руководства союза кинематографистов, подчеркивает Сергей Трымбач, возродить его влияние на формирование кинополитики в Украине. На повестке дня — приглашение в Союз талантливой молодежи и известных киножурналистов, серия инициатив, касающихся новых направлений деятельности Министерства культуры и более активное участие НСКУ в дальнейшем усовершенствовании законодательства о кино.

Рецепт Томашпольского

НЕДАВНО вернувшийся в Украину режиссер Дмитрий Томашпольский, восемь лет работавший в России, возглавил в НСКУ лабораторию креативных идей. Он убежден, что если нет в государстве кинематографа — значит это не государство. По его мнению, задача номер один сегодня — создание и финансирование кинофонда. Откуда возьмутся деньги? В ближайшее время Украина должна стать членом Европейской киноассоциации, которая может участвовать в финансировании проектов при условии, что какой-то минимум будет выделяться государством. Еще один путь — отчисления в кинофонд определенного процента стоимости билетов. Такая практика уже давно существует в Европе.

— Рано или поздно деньги появятся, — говорит Дмитрий, — но к этому моменту нужно сформировать пакет идей. А меры необходимы чрезвычайные. Причем ничего не нужно изобретать, а просто перенять опыт соседей. В России в девяностые годы, когда российский кинематограф находился примерно в таком же положении, как наш, применили шоковую терапию — осуществили одновременный запуск нескольких десятков картин. В наших условиях это может быть, скажем, двадцать различных проектов. Заработают цеха, появятся рабочие места. Это должно быть современное кино для кинопроката с последующей демонстрацией не на десятках, а на сотнях экранов одновременно. Нет, конечно, гарантии, что все двадцать фильмов будут удачными. Но какая-то часть все-таки будет успешной. Только так, динамично, путем проб и ошибок кино может развиваться. Не хотелось бы предъявлять претензии старшему поколению кинематографистов, но оно грешило перебором исторических, костюмных лент. Конечно, такие фильмы должны быть и будут, но нельзя превращать украинское кино в музей. Оно должно быть разнообразным, разножанровым.