№ 135 от 03 августа 2009 г.

В Чугуев за «репинским духом»

В эти дни околицы Чугуева превратились в творческую мастерскую. Сюда, на родину великого Репина, художники из разных стран приехали на Х Чугуевский пленэр. Несмотря на жару, они работают на открытом воздухе. Ведь главное для мастеров кисти — отобразить на холсте изменения воздушной среды, происходящие под воздействием солнечных лучей.

Сила  притяжения
МИКРОАВТОБУС, набитый людьми с этюдниками, катит по проселочной дороге. За окном мелькают желтеющие поля, зеленые перелески. А вот и дубрава, воспетая Репиным на многих картинах.
Возле поселка Кочеток целая плантация вековых дубов.
— Едем сюда не только в поисках необычных пейзажей, — говорит харьковский художник Виктор Чурсин. — Для живописца куда важнее проникнуться репинским духом, который витает в окрестностях Чугуева.
370 лет стоит на берегах Северского Донца город Чугуев, бывший некогда военным поселением. На его окраине — в селе Осиновка — родился Илья Репин. На этих берегах он писал свои первые этюды. “Элементарный курс я прошел в Чугуеве — в окрестностях, в природе”, — вспоминал позже уже маститый художник. Классик неоднократно восторженно говорил о малой родине и считал, что место художника у родной земли — только она напитает животворными соками, подвинет кисть на большие, значительные произведения.
И вот это место, ставшее в свое время источником вдохновения для великого живописца, было выбрано десять лет назад для творческого общения современных художников. Сначала сюда приезжали мастера из Украины, России, Белоруссии. В частности, бывали московские, петербургские живописцы, а также художники из поселка Здравнево Витебской области, где долгие годы жил и творил Репин. Вскоре популярность чугуевского пленэра возросла. Сегодня на него стремятся попасть мастера кисти из других стран, например, Польши и Германии.
На  пленэр  —  на  крыльях
В ЭТОМ ГОДУ были сложности с финансированием мероприятия. До последнего момента организаторы сомневались, состоится ли он.
Все фининсовые проблемы разрешишись в июле. К этому времени обычно художники уже работают каждый по своему плану. Но приверженцы репинского пленэра, узнав, что он все-таки состоится, бросили все дела и приехали в Чугуев.
К примеру, художница из Полтавы Марина Рожнятовская отказалась от подобного мероприятия на своей родине. А черниговчанин Леонид Заборовский, быстро завершив свое участие в открытии персональной выставки в Санкт-Петербурге, на своей машине ринулся в Чугуев. Словом, команда участников юбилейного репинского пленэра сформировалась. Ее костяк составили те, кто работал на Харьковщине и в прежние годы — живописцы  из Харькова, Сум, Донецка, Чернигова.
На пленэре мастера работают три недели. По их словам, за столь короткое время сотворить что-нибудь значительное очень трудно. Можно лишь получить впечатления, вжиться в образ, сделать наброски, этюды. Но все это бесценный багаж для будущих работ.
Для художников из Чувашии Натальи и Константина Кокелей здешняя земля притягательна еще и потому, что Константин — потомок талантливого живописца, графика и педагога Алексея Кокеля, долгое время работавшего в Харьковском художественном институте (ныне Академия дизайна и искусств).
— Для нас, участников пленэра, очень важен момент общения, — говорит Наталья Кокель. — Работаем все вместе, не теряем нити наших добрых человеческих взаимоотношений. Всякий раз надеемся, что снова встретимся.
И встречаются. Например, сумчанин Александр Чередниченко вместе с Натальей и Константином Кокелями побывал на пленэре, который проводится в селе Тарханы, на родине уже упомянутого Алексея Кокеля.
Художники  мечтают  о  даче
ЗА ВДОХНОВЕНИЕМ в Чугуев едут не только маститые, но и юные художники. В прошлом месяце здесь состоялся пленэр для победителей V Всеукраинского открытого детского конкурса живописи. Его проводила Харьковская художественная школа имени Репина. Выезжают также на пленэры в эти места студенты Харьковской государственной академии дизайна и искусств.
Сейчас среди художников витает идея создания дачи для творческой работы.
— Участники пленэра живут в одном месте, питаются в другом, работают в третьем, — описывает ситуацию куратор пленэра, заведующая отделом выставочной деятельности и пленэров Чугуевского городского культурного центра Алла Сазонова. — Это очень неудобно. А место под дачу найти можно. Например, в Кочетке или в Осиновке. Там есть усадьбы, которые можно было бы выкупить и переоборудовать под постоянный приют для живописцев. Сюда они могли бы приезжать в любое время года. В решении этого вопроса должны были бы оказать помощь Министерство культуры и Национальный союз художников Украины.