№ 125 от 22 июля 2009 г.

Адовы круги дерибана

Адовы круги дерибана

Сговор мироедов

В самом центре Запорожской области, чуть ниже При­шибских высот, расположился небольшой, тысяч на 30 жителей, уютный городок Токмак. В 1943-м под этими высотами кипела одна из самых ожесточенных битв Великой Отечественной. Высоты удалось взять, положив 13 тысяч наших бойцов. Ныне в Токмаке тоже завершается битва, но совсем иного рода...

“Кому кризис — беда, а кому — мать родна! Одни в тяжелых условиях пытаются сохранить предприятия и трудовые коллективы, а другие, пользуясь случаем, занимаются мародерством и грабежом под прикрытием власть имущих, — пишут рабочие бывшего ордена Трудового Красного Знамени дизелестроительного завода имени С.М.Кирова из Токмака народному депутату, первому секретарю Запорожского обкома КПУ Алексею Васильевичу Бабурину. — Тому яркое подтверждение трагедия нашего завода, градообразующего, стратегического предприятия, которое путем махинаций в 2000 году довели до банкротства. Ликвидировать его окончательно не позволяли 68 процентов акций, принадлежащих государству, и Закон “О введении моратория на принудительную реализацию имущества”.

Прежде чем рассказывать о злодеяниях последних двух десятилетий, напомним, что 127 лет назад в местечке Большой Токмак Таврической губернии был основан один из первых в России заводов по выпуску земледельческих машин и орудий типа плугов и сеялок. Славная биография предприятия создавалась многими поколениями трудящихся. В первые же годы советской власти тут наладили производство калоризаторных двигателей, а в 1923 году освоили выпуск трактора “Запорожец”, который увидел и высоко оценил на первой сельскохозяйственно-промышленной выставке Страны Советов Владимир Ильич Ленин. Вскоре токмачане начали выпускать первый советский дизель “Пионер” мощностью 6 и 15 лошадиных сил.

Разрушенный фашистами в годы войны завод был быстро восстановлен и снова не раз оказывался первым в освоении новых видов продукции. В конце 80-х “Юждизельмаш” производил дизели с газотурбинным наддувом мощностью до 180 лошадиных сил, дизель-генераторы и компрессоры высокого давления.

Модель, при помощи которой “прихватизаторы” взяли предприятие под свой колпак, трудно назвать первой. Но образцовой — точно. После 1991 года расхитителям досталось высокоорганизованное предприятие с передовой технологией, высокопроизводительным серийным и специальным оборудованием, станками с числовым программным управлением и поточными линиями для механической обработки и сборки изделий. К сожалению, теперь обо всем этом можно говорить лишь в прошедшем времени. Это было автономное предприятие со своей заготовительной базой — чугунным, стальным и цветным литьем, горячей ковкой и штамповкой. Сюда завозился металлолом и кокс, а выходили с предприятия готовые двигатели. Их базовые модели при определенных доработках можно было устанавливать на тракторах, комбайнах, тяжелых автомобилях типа КрАЗ, автобусах “Икарус”.

До сих пор площадки для дизель-генераторов на судах рассчитаны под двигатели “Юждизельмаша”. Огромную потребность в токмакских дизель-генераторах ощущают в Сибири и на Крайнем Севере, на разработках месторождений нефти и газа. Еще больший спрос на запасные части для уже работающих дизельных установок. Рынок поистине неисчерпаемый.

В уничтожении “жемчужины” оте­чественного машиностроения просматривается не только слепая страсть к наживе любой ценой. Это еще и вредительство. Нет никаких сомнений, что “Юждизельмаш” уничтожался как крепкий конкурент аналогичной западной фирмы. Аферисты смогли обойти и упомянутое рабочими препятствие для окончательного уничтожения завода. В информации агентства РБК-Украина 26 сентября 2007 года сообщалось о том, что Кабинет министров Украины передал ОАО “Юждизельмаш” (Токмак) в управление Запорожскому облсовету. Такое решение было принято на заседании правительства, сообщил тогда министр экономики Анатолий Кинах. Он отметил, что ранее Фонд госимущества неоднократно и безуспешно пытался продать госпакет акций ОАО “Юждизельмаш” (около 68 процентов). “А областной совет разработал свой план санации и развития предприятия, поэтому было принято такое решение”, — сказал министр, добавив, что теперь завод будет областным коммунальным предприятием. Эту фразу Кинаха мы еще вспомним...

После принятия решения о передаче имущества, администрация завода создала два предприятия “ЗиК” (завод имени Кирова) и “МашЗиК” (машиностроительный завод имени Кирова) вместо “Юждизельмаша”. И начался откровенный грабеж имущества и оборудования. Даже прежнее название предприятия раздерибанили — у него появилась приставка ОАО. При этом “ЗиК”, “МашЗиК” являются якобы производственными предприятиями, а “Юждизельмаш” остался довеском со старыми долгами и остатками имущества прежнего предприятия. Ничего, кроме шкурного интереса, за новыми аббревиатурами частных предприятий не осталось... А вот о технологии дерибана мы расскажем в следующей публикации.

Киев — Токмак — Киев.