№ 109 от 23 июня 2009 г.

Художественная мафия истребляет красоту

Художественная  мафия истребляет красоту

Мнение

 

Художники — преемники кубизма и сюрреализма развивают сегодня новейшие направления в современном искусстве, одно из которых принято называть авангардом.

 

Очень много говорят и пишут о художниках-авангардистах и при этом почти ничего о любителях и ценителях их творчества. Кто же они?

Вот выдержка из интервью знаменитого художника Михаила Шемякина: «На аукционе Сотбис на распродаже современного искусства находится определенная кучка людей: часть — инвесторы от искусства, другие — облапошенные богатые коллекционеры. Последние считают себя умными и мечтают таким путем попасть в высшее общество».

Собственно, у меня нет предубеждения, например, против Пикассо. Просто получается несколько несправедливо, что написанный им за несколько минут пейзаж выставляется в лучших музеях мира, о нем взахлеб рассказывают средства массовой информации. А если картина вдруг выставляется на аукцион, то за нее выручают десятки миллионов. Думаю, и Малевич потратил не много времени на создание «Черного квадрата».

Великий актер Михаил Щепкин говорил: «Что ж бы значило искусство, если бы оно доставалось без труда?» Вспомним опыт Репина. Ведь для написания, например, картины  «Запорожцы  пишут письмо турецкому султану» Илья Ефимович специально ездил туда, где находилась Запорожская Сечь, собирал и изу­чал материал, подолгу работал над образами персонажей. А как не вспомнить Микеланджело? Росписям потолка Сикстинской капеллы Ватикана он посвятил несколько лет. Представьте себе, каково творить с постоянно запрокинутой головой, отдыхая при этом всего несколько раз в году.

А что же так называемые мастера современного искусства, например, получившие известность во всем мире Олег Кулик и Дэмиен Херст?

Одну из своих картин на стекле Кулик выставил в Лувре. Он приделал к своей голове бутафорский птичий клюв. Размахивая им при посетителях, художник разбил свое творение, перемешав при этом битую «картину» со своей кровью. С помощью таких трюков провокатор от искусства незаметно превратился в респектабельного художника, выставляющего свои творения в главных музейных залах мира.

 Херст, еще более «гонорарный», чем Кулик, начал свой творческий путь оригинально: в начале 90-х годов недорого купил у австралийского рыбака тушу акулы, переправил ее в Лондон, разместил в стеклянном кубе, залил формальдегидом и назвал  это «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Работу купили за 50 тысяч долларов, а через полтора десятилетия она была перепродана уже за 12 миллионов. А что он «пишет» сейчас? Картины с мертвыми мухами и абстрактные полотна из засушенных бабочек.    

Нельзя сказать, что лично я приемлю только классическую живопись. Понимаю: каждый человек может реализовываться так, как он считает нужным. Но становится грустно от слов того же Михаила Шемякина: «Основная задача художественной мафии на сегодняшний день — истребить эстетику, красоту, мораль, что является основой любого искусства. Когда это исчезает, вы можете управлять через художников мозгами зомбированных клиентов абсолютно спокойно».

Чугуев,  Харьковская  область.