№ 108 от 20 июня 2009 г.

Автолекарь из «Астры»

Автолекарь  из  «Астры»

Многие наверняка помнят, как один из героев кинофильма “Москва слезам не верит” на вопрос, когда он сдаст на металлолом свой старенький “Москвич”, с гордостью ответил: “На нем еще внуки мои будут ездить”. Любовь к машинам у будущего кандидата физико-технических наук тоже началась с “Москвича” 1947 года выпуска, когда в трехлетнем возрасте он “помогал” отцу его реставрировать. И хотя эта “помощь” выражалась скорее в моральной поддержке, тем не менее во многом определила жизнь Гутника-младшего.

ЗА СВОЮ жизнь симферополец Валерий Гутник вернул к жизни около 150 “дедушкиных” автомобилей. В его личной коллекции их  около тридцати. Причем Валерий Владимирович сочетает в одном лице и коллекционера антикварных автомобилей, и мастера по их восстановлению.

— Автомобили, восстановленные для себя, — рассказывает мастер, — я практически не продаю. Это ведь как твой ребенок. Другое дело, когда кто-то просит отреставрировать машину на заказ.

Самая редкая машина в коллекции Гутника — Opel P-4, армейская санитарная машина 1933 года выпуска. Кстати, второй такой нет даже в музее “Опеля” в Руссельхайме. Обращает на себя внимание и кабриолет “Сеат-Эльба”, собранный когда-то на Канарских островах в небольшом тюнинговом ателье.

Пятнадцать лет назад об увлечении Гутника узнали киношники, что позволило Валерию Владимировичу зарабатывать средства на восстановление редких автомобилей. Автомобили из его коллекции “засветились” во многих отечественных фильмах и сериалах. Среди них “Брежнев”, “Диверсант”, “Сармат”, “Золотой теленок”, “9-я рота”, “Дневник его жены”, “Человек-амфибия-2”.

Киношный  подлог

ГЛАВНЫЙ шедевр коллекции Гутника, безусловно, — Mer­cedes-Benz-230 1938 года выпуска. Тот самый, в котором полковник Исаев, он же Штирлиц, из легендарного фильма “Семнадцать мгновений весны” спал на стоянке у моста. С этим автомобилем связана целая история. Дело в том, что пунктуальные немцы строго соблюдали табель о рангах. Штандартен фюрер СС обязан был иметь автомобиль марки Horh, что отразил в своем романе и Юлиан Семенов. Но единственным в Советском Союзе Horh-853 обладал знаменитый коллекционер Алексей Ломаков, с которым режиссеру фильма Татьяне Лиозновой не удалось договориться о его аренде.

В результате, как это часто бывает в кинематографе, исторической достоверностью решили пренебречь и остановили свой выбор на менее престижной, зато и менее редкой модели Mercedes-Benz-230. Дело шло к зиме. Автомобиль этой марки приобрели у частного коллекционера и припарковали во дворе студии, не слив воду из радиатора. Ударили морозы, и двигатель “мерса” вышел из строя. Пришлось использовать его лишь в павильонных и статичных съемках. А поскольку фильм снимали в разных местах, включая Прибалтику и ГДР, то было закуплено еще четыре автомобиля-дублера Mercedes-Benz-230.

После съемок основной “мерс” отправили на Одесскую киностудию, где автомобиль Штирлица до середины 90-х годов оставался бесхозным. А потом его приобрел и отреставрировал Валерий Владимирович.

Наследие  «тоталитаризма»

ВОССТАНОВЛЕНИЕ рари­тетных автомобилей, по мнению Гутника, который, кстати, уже 17 лет возглавляет крымский клуб автомобильной старины “Астра”, имеет не только практическое, но и культурно-историческое значение. Беда в том, что задача нынешней украинской власти — вытравить из сознания наших граждан все советское. Начать историю “нации”, как бы бессмысленно это ни казалось, “с чистого лица”. Поэтому владельцам антикварных автомобилей в Украине, как хранителям артефактов “тоталитарного режима”, приходится ой как несладко.

“Если, например, в России человек содержит старинный автомобиль, — говорит Валерий Владимирович, — то имеет определенные льготы: полностью освобождается от дорожного сбора и получает единовременное пособие. У нас же содержание антикварного автомобиля из-за гигантского дорожного сбора обходится примерно в пять раз дороже современного”.

Есть еще одна серьезная проблема. У многих ретроавтомобилей в результате реставрации утерян номер кузова, а это значит, что в Украине они фактически находятся вне закона. Официально ни переоформить, ни продать такую машину практически невозможно. В результате содержание старинных автомашин для их владельцев становится настоящей головной болью, от которой многие из них пытаются избавиться. Так, недавно был отправлен на свалку знаменитый красный кабриолет Вицина, Никулина и Моргунова из самого знаменитого “крымского” фильма “Кавказская пленница”. Поскольку у внука хозяина автомобиля просто не оказалось денег на его содержание...

Крым.