№ 96 от 02 июня 2009 г.

Чарующие звуки арфы

Чарующие звуки арфы

Среди множества инструментов современного симфонического оркестра особое место занимает арфа — эффектный, золоченый соракашестиструнный инструмент, возвышающийся обычно в левой стороне оркестра. Ее сразу замечают те, кто приходит на концерты симфонической музыки или на оперные и балетные спектакли. Но гораздо больше, чем своим видом, арфа приковывает внимание слушателей нежными и чарующими звуками.

Сегодня мы хотим поговорить об арфе с Натальей Ивановной Кметь, заслуженной  артисткой Украины, доцентом класса арфы Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского.

 

– Наталья Ивановна, у каждого, кто видит и слышит арфу, складывается впечатление, что играть на ней не очень трудно...

— Увы, это заблуждение. Научиться играть на арфе гораздо сложнее, чем на рояле. С первого взгляда ее конструкция, состоящая из четырех основных частей — колонки, шейки, корпуса и основания, — может показаться весьма простой и незамысловатой. Однако современная конструкция арфы очень сложна.  В инструменте насчитывается  свыше 2000 деталей!

Звуковой диапазон арфы достигает шести с половиной октав. Здесь семь педалей (по числу нот), три ряда специальных зарубок, фиксирующих их положение в определенном тоне. Арфа мало пригодна для воспроизведения длительно развивающихся мелодий, легко доступных смычковым или духовым инструментам. На ней невозможно усилить или ослабить один и тот же звук. Но перебор струн, лежащий в основе техники игры на арфе, создает чрезвычайно эффектные, блестящие пассажи.

— Сколько же времени необходимо, чтобы научиться играть на арфе?

— Игре на этом инструменте учатся с детства, как и на других инструментах, а затем по окончании музыкальной школы продолжают учебу в музыкальном училище или в консерватории. Ну а после этого приходится постоянно совершенствовать технику. Со временем начинаешь чувствовать арфу, как живое существо. Вы можете не поверить, но, только прикоснувшись к струнам инструмента, я сегодня могу стопроцентно определить, играли на нем до меня или нет.

— Почему вы избрали в свое время именно арфу?

— В детстве начинала играть на виолончели. Но меня настолько манили и очаровывали звуки арфы, что с третьего класса стала учиться игре на ней у Виктории Петровны Полтаревой. Мой педагог порекомендовала поступать в Московскую школу-интернат имени Чайковского. Со мной занималась Вера Ивановна Савина — ученица очень известной русской арфистки, основательницы русской арфовой школы Веры Георгиевны Дуловой.

Я получила в этой школе хорошую базовую основу. Очень мне помогли и консультации самой Веры Дуловой, поскольку она курировала моего педагога по школе. Окончив  школу-интернат, я вернулась домой и поступила в Киевскую консерваторию. Спустя два года перевелась во Львовскую консерваторию и заканчивала учебу там в классе Виктории Петровны Полтаревой — моего первого педагога. После ее окончания играла в разных оркестрах и ансамблях, давала сольные концерты, а в свободное от работы время гастролировала по республикам бывшего Союза. Стала лауреатом Всеукраинского конкурса арфистов. С 1974 года работаю в оркестре оперной студии Киевской консерватории.

— Мы привыкли, что на арфе, как правило, играют женщины, поэтому воспринимаем ее как дамский инструмент. Так было всегда?

— Поначалу на арфе играли в основном мужчины, а женщины освоили ее значительно позже. Однако в зарубежных оркестрах сейчас часто играют мужчины. У меня в классе занимался Андрей Измайлов. Его мать и бабушка тоже играли на арфе, может быть, поэтому он выбрал этот инструмент. Сейчас он играет в симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии.

—  Наталья Ивановна, много ли среди нынешней молодежи желающих учится игре на арфе?

— Сейчас арфа вновь популярна среди начинающих музыкантов. Однако проблема в том, что цены на этот инструмент (их изготовляют в Москве) весьма высокие да и привезти их не так просто. Но все же надеюсь, что ситуация у нас изменится и появятся арфы украинского производства.