№ 77 от 29 апреля 2009 г.

Шелковый путь Светланы Устименко

Шелковый  путь 

Светланы  Устименко

В галерее “НЕФ” в Киево-Печерской лавре завершилась персональная выставка художницы Светланы Устименко “Красота Божья, Украина моя!”, собравшая множество посетителей.

Не  верь  глазам  своим!

Кто впервые увидел пейзажи художницы, потом признавались: не сразу поняли, что перед ними вышивки, до последнего оставаясь в уверенности, что это — живопись.

— Эти картины написаны шелком! Я в восторге, незабываемое впечатление! — поделилась с нами Людмила К.

— Сразу не поймешь, вышивка это или живопись! — согласилась с ней Антонина Ивановна З.

— В увиденной мною одной работе цветы, как нарисованные! И ни одного следа от иголки! — говорит Инна Н. — Как бы я хотела познакомиться с исполнителем этих работ!

— Вышивка шелком по шелку, утонченная, элегантная и красивая — вершина мастерства, — оценила увиденное Татьяна Н., сама увлекающаяся вышивкой, она знакома с творчеством Светланы Устименко. — Лучшие шелковые вышивки превосходят живописные творения.

— Никакое мулине не заменит шелковую нитку! — подключается к разговору еще одна мастерица Екатерина С. — Шелк нежнее и ложится по-другому. Игла нужна очень тонкая, поэтому проколов и не видно. В идеале нужно шить на шелке, тогда вышивка будет просто воздушная. Но для такой вышивки, конечно, нужно созреть.

Для давних поклонников художницы, которые как раз под влиянием ее творчества увлеклись вышивкой шелком по шелку, выставка стала своеобразным мастер-классом, ведь учеников у Устименко нет, так что ее авторская техника не имеет распространения.

Сокровища  Цинов

ВПРОЧЕМ, никто на мастерицу не в обиде. Приемы вышивки шелком по шелку или другим натуральным тончайшим тканям не только сложны в исполнении из-за свойства шелка отражать свет, но и во все времена были окутаны тайной. В том же Китае, где эта техника очень развита, секреты мастерства хранятся исключительно в семьях, передаются по наследству и называются не иначе, как “сокровища Цинов”. Именно поэтому техника исполнения работ столь разнообразна. Одни мастерицы умудряются делать на воздушном шелке двухсторонние картины. Например, с одной стороны рыбки, а на обороте — цветы. Совершенно другая техника позволяет зеркально отобразить один рисунок с двух сторон невесомой ткани. Другие мастерицы буквально “собирают” картину по точечке, вышивая крошечными узелками.

Вот и Светлана Ивановна Устименко работает по уникальной методике, разработанной самостоятельно 15 лет назад. Смотришь на ее работы и пытаешься понять: гладь? Вроде бы да. Присматриваешься — а вот и нет! К тому же она не копирует картины известных художников, что в вышивке допустимо и плагиатом не считается, а создает собственные.

— Именно из Китая в XIX веке к нам пришел стиль “реалистичная вышивка”, в котором интегрированы некоторые эффекты картин, написанных маслом, — рассказывает Светлана Ивановна. — Но мне больше по душе японская школа с ее неудержимой фантазией. Работа выполняется тончайшими иглами, не оставляющими на шелке проколов. Да и сами шелковые нити дают очень легкий “мазок”. К тому же в работах я использую шелковые нити более семи тысяч оттенков. Вот  и создается полное ощущение, что картины написаны маслом.

А еще даже в рамках одной техники вышивки есть возможность для проявления собственного “я”. У каждого мастера, выполняющего авторские работы, как и у живописцев, есть свой почерк и своя любимая тема — свой шелковый путь. Кто-то работает в жанре портрета, кто-то — натюрморта. А Светлана Ивановна Устименко “пишет” шелком удивительные пейзажи, донося до нас, зрителей, красоту украинской земли.

Справка “РГ”. Светлана Ивановна Устименко — член Союза художников Украины в области прикладного искусства, член Международного союза художников в области художественной графики, победитель Всеукраинского конкурса вышивки. Ее персональные выставки с успехом проходили в Японии, Польше, Германии.