№ 75 от 30 мая 2006 г.

Будет ли Формула-1 в Украине? Уже была...

В ПОСЛЕДНЕЕ время ведется много разговоров по поводу проведения Формулы-1 в Украине. Мнения по поводу, реально ли это, расходятся. К сожалению, большинству участников дискуссии неизвестно о том, что гонки статуса, который имеют сейчас этапы Формулы-1, на территории нынешней Украины уже были. Первые соревнования на Гран-при Львова состоялись 8 сентября 1930 года. Об этом факте не знал практически никто. Это белое пятно не только в отечественном, но и во всем европейском автомобильном спорте. Ведь не сохранилось ни одного официального документа организаторов, ни одного протокола соревнований. Однако есть человек, который посвятил этому вопросу тринадцать лет жизни, искал свидетелей тех событий, изучал архивы десяти стран, скупал фотографии участников Гран-при Львова. И спустя 75 лет осенью 2005 года увидела мир книга Артема Атояна “Гран-при Львова. 1930-1933 гг. Историческая хроника”.

Как рассказал автор, он “болел” этим лет тридцать, так как, кроме того, что очень любил автоспорт, имел счастье жить во Львове на одной из улиц, по которой была проложена легендарная трасса.

376 страниц, написанные через семь десятков лет после событий, стали настоящей сенсацией в европейском автомобильном спорте. Очень ценным материалом для написания книги были воспоминания двух участников Гран-при Львова (остальных гонщиков уже нет среди живых), один из них ныне живет в Германии, второй — в Швейцарии, и семерых очевидцев Гран-при Львова. 

Львовская трасса — одна из немногих, проходящих по улицам города. Ее равнинный участок располагался на улице Витовского, подъем — на улице Стрыйской (до современного монумента Славы) и спуск — на Гвардейской. Это единственная трасса в мире, которая была проложена не только по мостовой, а еще и по 30-процентной ее дистанции проходили трамвайные рельсы, которые перед соревнованиями замазывали специальной асфальтовой смесью. Из четырех Гран-при три состоялись при традиционной львовской погоде — под дождем. И по этой скользкой мостовой, с крутыми поворотами, подъемами, спусками гонщики 30-х годов ездили со средней скоростью 90 км/ч! Сам автор попробовал повторить их подвиг на современном авто, проехавшись по тому же маршруту в четыре утра, чтобы не мешал другой транспорт. Авто двигалось со средней скоростью за 80 км/ч (конечно, состояние мостовой семьдесят лет тому назад было получше, но и автомобили же были другие, кстати, тогда большинство гонщиков ездили на Buggati и Alfa-Romeo). В Гран-при Львова принимали участие настоящие звезды автоспорта того времени — многократный чемпион Европы Рудольф Караччиола, Ханс Штук, Флорьян Шмидт... Вообще за четыре года в гонках соревновались 56 гонщиков из 13 стран Европы.

Львовская трасса была одной из самых безопасных в мире. В ее оцеплении было задействовано столько  полицейских, что получалось в среднем по одному блюстителю порядка на 13,4 метра дистанции!

Возможно, благодаря этому львовские гонки известны еще тем, что за всю историю проведения там не погиб ни один человек из всех трех сторон, задействованных в соревнованиях: участников, зрителей и обслуги.

А лучшие гонщики Европы сравнивали “львовский тре­угольник” с легендарной трассой в Монако:

“Я у захватi вiд траси перегонiв, не припускав, що маєте тут щось подiбне... Траса першокласна i нi в чому не поступається трасi в Monte Carlo”, — цитирует автор слова немца Ханса Штука.

Гонки по улицам Монте-Карло впервые состоялись в 1929 году, а идея их проведения возникла в 28-м. Львовскую же гонку задумали раньше — еще в 1927 году. Она так и осталась самым восточным соревнованием в Европе.

Посмотреть на лучших гонщиков Старого Света собиралось очень много зрителей: по разным сведениям, от тридцати до шестидесяти тысяч (во Львове тогда было триста тысяч жителей). Хотя перед соревнованиями вдоль трассы сооружали трибуны, мест всем желающим не хватало. Владельцы квартир в близлежащих домах делали на гонках неплохой бизнес, устраивая на своих балконах ложи для зрителей. Чтобы как можно больше болельщиков могло следить за гонками, из окон даже вынимали рамы. Кстати, билеты на трибуны были недешевыми: от пяти злотых (например, номер в отеле тогда стоил 50 грошей).

Посмотреть в самом деле было на что. Один заезд тогда длился четыре часа. Вообразите, в этих изнурительных состязаниях участвовали женщины (впервые в Европе в мужских гонках вышли на старт сразу три представительницы прекрасной половины человечества!).

Еще один интересный факт в книге: один из победителей Гран-при Львова завоевал кубок не совсем честно. На машине норвежца Эжена Бьорнстада был установлен бак, горючего в котором хватало на 95 кругов (гонка состояла из ста). Первый его соперник заехал на пит-стоп, не заглушив двигатель (тогда это было запрещено), и его дисквалифицировали, второй — заглушил, потом четыре минуты снова заводился. А Бьорндстад финишировал без дозаправки. Как ему это удалось, было тайной вплоть до 1985 года. Оказалось, он установил на свой автомобиль дополнительный бак с горючим. Тогда же никто даже не догадался это проверить.

Автомобильная федерация Украины (ФАУ) отметила во Львове 75-летие первых кольцевых гонок на территории современной Украины. Возле места старта Гран-при Львова на доме по улице Витовского, 41 вице-президент ФАУ Сергей Малик и председатель комитета кольцевых гонок ФАУ Артем Атоян открыли мемориальную доску с фамилиями победителей. А вот когда появится в продаже его книга, неизвестно. Ведь первый тираж (одна тысяча экземпляров) уже разошелся. А первый экземпляр презентовали президенту Украины Виктору Ющенко.