№ 69 от 16 апреля 2009 г.

ХТЗ: кризисный «отпуск»

ХТЗ:  кризисный  «отпуск»

Для Харьковского тракторного завода “зимние каникулы” затянулись до середины весны. Главный конвейер предприятия, остановленный прошлой осенью, пока не запущен. Заводской склад забит готовой продукцией.

Конвейер  на  простое

НА ПРОХОДНОЙ ХТЗ снова появился людской поток. Администрация предприятия вызвала на работу своих тружеников. Ранее большинство из них находилось в вынужденном отпуске. За простой им оплачивали две трети тарифной ставки. Сейчас коллектив занят подготовкой производства к запуску. Сначала работы начнутся в заготовительных цехах, потом на механообработке. И лишь затем оживится главный конвейер.

А вот в экспериментальном цеху идет сборка новинок. Это сельскохозяйственные трактора большой мощности — от 220 до 300 лошадиных сил. Они созданы путем глубокой модернизации серийных тракторов — интегрального, колесного и гусеничного общего назначения. Сборка же массовой модели ХТЗ-150-09 временно прекращена:  обескровленное кризисом село не в состоянии покупать технику. Оно до сих пор не получило обещанной государством помощи. И внутренний рынок пока замер.

Селян  отлучат  от  иномарок

НЫНЕШНЕЕ состояние машинно-тракторного парка Украины плачевное. Более 90 процентов техники требует немедленной замены вследствие износа. Самостоятельно приобретать ее могут лишь богатые сельскохозяйственные фирмы. Но они предпочитают брать более производительную зарубежную технику. И правительство способствовало этому, предоставляя льготы на покупку не выпускаемых в Украине мощных тракторов и комбайнов. В результате в Украину хлынул импорт сельскохозяйственных машин. Только в прошлом году он втрое превысил закупку аграриями отечественной техники. Причем более трети ввезенной техники — это бывшие в употреблении машины. Тем самым Украина превращается в свалку металлолома. Не лучше и новые тракторы. Почти все они китайского производства, не отличаются ни высоким качеством, ни энергонасыщенностью.

В этом году Кабмин наконец-то прекратил кормить иностранного производителя. Теперь государство за счет средств бюджета будет помогать отечественным крестьянам только при покупке украинской сельхозтехники. Приобретение за счет казны иностранных сельхозмашин, аналоги которых производятся в Украине, отныне запрещено. Как отметила парламентарий-коммунист Екатерина Самойлик, в числе других инициировавшая это решение, Украина инвестировала в чужие экономики миллиарды, которые можно было бы пустить на производство оте­чественной техники.

Недавно Кабмин принял краткосрочную программу поддержки сельхозмашиностроения. Она предусматривает, в частности, закупку 450 тракторов через лизинг, 150 — через фонд поддержки фермерских хозяйств и еще 100 тракторов за счет местных бюджетов. Правда, для реализации этой программы нужны 255,5 миллиона гривен. Правительство рассчитывает профинансировать ее из трех источников — Стабилизационного фонда, местных бюджетов и Стабфонда поддержки фермерских хозяйств. Однако все эти источники ненадежны. Одна из основных статей их наполнения — поступления от приватизации. А сейчас в стране почти ничего из госимущества не продается.

А  пока  в  поисках  кредита

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОАО “Харьковский тракторный завод” надеется получить финансовую выгоду от упомянутого решения правительства. С приходом российского капитала это предприятие, являющееся главным изготовителем тракторов в Украине, увеличило объемы производства техники более чем в два раза. Но в связи с мировым финансово-экономическим кризисом у ХТЗ возникли проблемы со сбытом тракторов, и их выпуск пришлось остановить. Мероприятия же по стимулированию закупки тракторов отечественными сельхозпроизводителями еще не заработали.

— А свои средства у крестьян сейчас, как никогда, в дефиците, — поясняет ситуацию председатель Харьковской областной ассоциации фермеров Александр Концевич. — Взять же заем, как было ранее, сложно. Банки предлагают сельхозпредприятиям кредиты под 35-40 процентов годовых. Да еще и выдвигают не менее кабальные условия залога. Он во много раз превышает сумму заимствований. А давать-то в залог нечего.

Аграрий утверждает, что техника для АПК станет более доступной, если будут льготы при ее покупке. Причем давать ее надо в рассрочку на два-три, а то и пять лет.

На ХТЗ разделяют такую точку зрения крестьян. Здесь говорят, что в этой ситуации целесообразно возобновить отмененную в текущем году бюджетную программу частичной компенсации стоимости покупаемой сложной сельхозтехники. Ранее почти все селяне имели поддержку благодаря ей. А еще машиностроители советуют при покупке крестьянами тракторов их первые платежи компенсировать за счет областных программ поддержки села.

К сожалению, в госбюджете на этот год не предусмотрено денег на компенсацию аграриям 30 процентов стоимости техники. А для погашения процентов по кредитам выделено лишь 300 миллионов гривен, что в пять раз меньше прошлогоднего.

Реализация при помощи государства скопившейся на складах ХТЗ готовой продукции позволила бы заводу пополнить оборотные средства. И они пошли бы на запуск конвейера. Но ведь упомянутую закупку техники (а это, читай, равнозначно и поступлению денег) запланировано провести в течение всего 2009 года. Да и денег госзаказа хватит ХТЗ лишь на квартал работы. Поэтому сегодня предприятие занято поиском солидного кредита.

Харьков.