№ 67 от 14 апреля 2009 г.

Лентяй ты этакий!

Лентяй  ты  этакий!

Дневник матери

Кто из родителей не говорил таких слов своему чаду по самым разным поводам? Но редко кто задумывается: лень ребенка — не причина, а следствие. На эту тему — рассуждения одной матери, которые мы взяли из ее дневника.

Понедельник,  21  января

МОЙ старший сын Даня, будучи первоклассником, стал плохо заниматься. На уроках писал как курица лапой, домашнего задания не делал. Однажды учительница красной ручкой перечеркнула крест-накрест всю страничку в его тетради, что вызвало у ребенка поток слез.

По вечерам мы ужинаем все вместе. Мне так удобнее. Бегу с работы на продленку, забираю сына, потом домой к плите. Тут и муж приезжает. Вся семья собирается на кухне — за ужином и телевизором.

Маленький телик стоит на подоконнике, и всем экран хорошо виден. Даня тоже, естественно, лупит глаза туда. Но поскольку школьные дела у него все хуже, я решила его наказать.

— Сегодня ты телевизор смотреть не будешь!

— Ой, мамочка, я хорошо завтра на уроках все напишу.

Но несмотря на обещания, он продолжал лениться, а я, добрая душа, раз за разом разрешала ему смотреть с нами новости и фильмы. Муж был недоволен:

— Ты хоть раз сдержи слово! Толку от твоих угроз никакого.

Наконец, и я не выдержала. В один вечер табурет, на котором сидит Даня, был развернут так, что мальчик оказался спиной к телевизору. Котлеты он глотал сквозь слезы. Но я была непреклонна. На следующий день в тетрадке учительница написала “Молодец!”. Вечером после школы Даня быстро и ровно вписал определенные слова в разлинованную тетрадь, сделал математику. После ужина мне не пришлось сидеть с ним за письменным столом.

Победа! Я была в восторге от своих педагогических приемов. Но, увы, недолго. Вскоре мальчик опять стал вести себя по-прежнему. И тогда я пошла к психологу.

— Как побороть лень? — спросила я.

— Лень — не диагноз. В нашей практике нет такого термина. Надо искать причину, которая вызывает у ребенка негативное поведение. И преодолевать не “лень”, а проблему, которая довлеет над ребенком. Проанализируйте его активность и пассивность. В какой области, при каких обстоятельствах проявляется лень и когда ее не бывает? Что, например, ваш Даня всегда делает с охотой?

— Рисует. Даже спать не уложишь!

— Вот видите. А проблемы с учебой наверняка связаны с усталостью. Уже полгода первоклассники за партой. Переутомились.

Часто, говорила она, под видом лени выступает нервное или физическое состояние ученика. Высокая утомляемость, слабая переносимость нагрузок, снижение работоспособности — это астения. Именно она нередко вызывает пассивность школьников. Они стараются увильнуть от занятий и якобы ленятся, а на самом деле просто устали. Надо выяснить, сколько часов в день занят уроками ребенок, сколько гуляет на свежем воздухе, сколько спит? Часто родители вместо отдыха тащат его в дополнительные кружки, секции, надеясь новыми делами справиться с “ленью”. А надо дать ребенку возможность полностью восстановить силы.

Часто болеющие дети тоже слывут лентяями. Но даже обычный насморк, авитаминоз, не говоря уж о бронхитах и ангинах, поддерживает астению. Ослабленный ребенок не может трудиться на все сто.

Иногда к нему приклеивают ярлык “лентяй” только потому, что он от природы медлительный, инертный. Флегматику трудно бороться с темпом, заданным холериком. Подгонять, обвинять таких в лени бесполезно. А для чувствительного меланхолика еще и болезненно, он будет страдать от незаслуженной обиды. А это психологическая травма.

Кроме того, младшеклассники не понимают, зачем им нужна эта нелегкая учеба. Для будущего? Но они живут сегодняшним днем. И помочь тут может только радость от успеха в выполнении трудного задания. А если ребенок будет лишь по приказу делать уроки, учеба так и останется для него “чужим” делом, которое нужно только взрослым. Личной мотивации у него нет.

С Даней так и было. Он и уставал у нас, и хвалили мы его только за рисунки. В самостоятельно же решенном примере не видели никакого подвига. Кроме того, лень Дани, как я поняла, была вызвана элементарной неопытностью. Он хватался то за одно, то за другое, но ничего не получалось. В результате уроки допоздна не выполнены, и под давлением он садится за них чуть ли не со слезами. Какое уж тут желание стараться?

А выход простой. Надо было помочь ему последовательно, с перерывами на отдых организовать учебу. Контроль — только доброжелательный. И непременно — похвала хоть за самую малость.

Помню, как я бурно начала расхваливать Даню. А муж шепнул:

— Не перегибай палку, а то будет выглядеть фальшиво.

Наш сын благополучно закончил первый класс. Сейчас в третьем. И пока все нормально.

Воскресенье,  2  марта

ЧАСТО родители жалуются, что современные дети — пресыщенные. Все им неинтересно, ко всему равнодушны. Им бы только на улице гулять, а не заниматься делом.

Разговаривала на эту тему со своей мамой. Она спросила:

— А что ты называешь важными для детей делами? Может быть, общение со сверстниками — это важнее всяких вышиваний крестиком, выпиливания и подметания пола. Не забывай — у детей своя жизнь. Правда, по мнению взрослых, она бесполезна. Но для ребят-то очень важна!

И я вдруг вспомнила, как, будучи восьмиклассницей, я со своей подругой целыми днями пешком ходила на другой конец города и обратно. Мы только и делали, что разговаривали. Темы крутились вокруг двух главных вопросов: “Зачем человек живет?” и “Кем быть?”. Отчетливо помню, что мне надо было знать именно ее мнение, а не папино-мамино. Хотя к их словам насчет будущей профессии я тоже прислушивалась, но не хотела выбирать их специальность. Мне нравилась биология. От этих разговоров, да еще от совета любимой учительницы я уверилась, что смогу стать тем, кем хотела. Так и вышло.

Почему же мы считаем, что правильно поступаем, оттягивая детей от “пустого” времяпрепровождения к “полезному”? И кто даст гарантию того, что общение со сверстниками вне родительского ока — это всегда плохо? Мы ведь даже не интересуемся, что обсуждается в их кругу, что ребят волнует. Почему-то мы вбили себе в голову, что “улица” оказывает негативное влияние.

Помню, позвонила подруга и рассказала, что только что прибежала с улицы ее дочь-подросток и просила денег.

— Зачем? Сколько? Не дам, — вот ответы мамы.

— Ну, мы все собираем понемножку, — отвечает Юля.

— На выпивку?!

— Почему сразу “на выпивку”? — обиделась дочь. — А про хорошее ты не подумала?

— Что может быть хорошего среди твоих друзей!

Юля от обиды заплакала, бросилась к двери. Мама ее остановила.

Оказалось, собирали деньги одной подружке. У ее мамы вытащили из сумки кошелек, а в нем — вся получка...

Для вас недорого насосы для бассейнов по смешным ценам.