№ 63 от 07 апреля 2009 г.

Чудо «Тараса Бульбы»

Чудо «Тараса Бульбы»

Вот и состоялась долгожданная премьера фильма режиссера Владимира Бортко “Тарас Бульба”, поставленного по повести Николая Гоголя.

Пробирает до дрожи

ИМЕННО таково первое ощущение от этого фильма. Поражает грандиозность действа, грандиозность характеров персонажей. Буквально кожей ощущаешь страх: ведь в двух шагах, на экране, рекой льется кровь...

Владимир Бортко хорошо понимает специфику жанра. Как известно, повесть “Тарас Бульба” — эпическое произведение, а эпос представляется нам чем-то застывшим и схематичным. Перед режиссером стояла архисложная задача — вырваться из мифологического плена классического произведения, превратить его героев в живых людей, интересных современному зрителю, обратить магический гоголевский текст в кинематографическую плоть. По мне — так совершить чудо. Но чудес не бывает. Чудо кинематографа создается талантливыми людьми и за большие деньги. Чудо “Тараса Бульбы” обошлось в 16 миллионов долларов, которые потрачены, уверяю вас, не напрасно.

Владимир Бортко — добросовестный, честный и очень ответственный режиссер. И команду подобрал себе под стать. Об исполнителе главной роли скажу позже. Прочие же актеры (даже исполняющие эпизодические роли) Владимир Вдовиченков (Остап), Игорь Петренко (Андрий), Магдалена Мельцаж (Эльжбета), Ада Роговцева (жена Бульбы), Борис Хмельницкий (Бородатый), Юрий Беляев (кошевой Кирдяга), Петр Зайченко (Метелица), Михаил Боярский (Моисей Шило), Любомирас Лаучавичюс (воевода Мазовецкий), Сергей Дрейден (Янкель) настолько мастерски играют свои роли, что кажется, будто они и впрямь пришли из XVII века в век XXI.

Историческая достоверность создана колоссальными усилиями людей, работавших за кадром. Специально для фильма было создано 2000 костюмов, которые вдохновенно, виртуозно и с любовью нарисовал Сергей Якутович. С документальной точностью воссоздавались хутор Тараса Бульбы и Запорожская Сечь, а съемки велись именно в тех краях, где происходили события.

Нет смысла пересказывать знакомый с детства сюжет. Скажем лишь о великой силе настоящего киноискусства. Первые кадры воспринимаются как инсценировка далекого и незнакомого прошлого, но проходит минута-другая — и энергичное действие затягивает как водоворот, разрушает границу условности и поглощает тебя с потрохами.

Тарас Ступка

Я НЕ ОГОВОРИЛСЯ. Ступка в роли узнаваем абсолютно. Но никто не усомнится, что это Тарас Бульба — воплощение ратного духа Запорожской Сечи.

Какими только эпитетами не награждали уже Ступку, но сила его в том, что никакие красочные определения его не портят. Актерская честь Богдана Сильвестровича сопоставима по масштабу с казацкой честью его героя. Благодаря своему актерскому таланту он способен почувствовать и передать все человеческие эмоции. Вся гамма переживаний, заложенная Гоголем, отражена на его лице в сцене покарания Андрия. Истерзанный в боях, потерявший сыновей и товарищей, душевно опустошенный, надломленный, но не сдающийся — таким мы видим Ступку — Бульбу в сцене, когда он потерял люльку.

Поистине, актер шекспировского масштаба.

«Читайте Гоголя!»

НАЦИОНАЛЬНО ”свідомі” ревизоры-журналисты шли на премьеру с предубеждением, что “ Тарас Бульба” Бортко — вовсе не экранизация повести Гоголя, а гоголь-моголь с российскими имперскими акцентами.

А почему так часто звучит в фильме слово Россия? А не заказ ли это Кремля? А слова Тараса в одной из заключительных сцен фильма: “Поды­мается из русской земли свой царь…” — не намек ли на Путина? Почему здесь так, а здесь эдак? На все вопросы Владимир Бортко отвечал просто: читайте Гоголя. И цитировал огромные фрагменты текста, который за время съемок выучил чуть ли не наизусть.

А современность в фильме есть — не потому что Бортко на что-то намекает, а потому, что Гоголь современен. Трудно не услышать ее в одном из Тарасовых монологов: “Знаю, подло завелось сейчас на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды, да конные табуны их... Милость чужого короля, ...который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства”.

Ну, не может так быть, что в фильме нет недостатков, скажете вы. Наверное, есть. Но о них не хочется говорить.

В прошлом году Владимир Бортко сказал, что “Тарас Бульба” будет его последним фильмом. К счастью, режиссер намерен снимать дальше. Этот небольшой “обман”, думается, зритель ему с удовольствием простит.