№ 25 от 17 февраля 2006 г.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КАЗУС

Несколько неожиданным пассажем закончился первый этап заседаний подкомиссии Украина—Россия по вопросам временного базирования ЧФ России в Украине. Еще накануне первый заместитель министра иностранных дел Владимир Огрызко публично заявлял, что в вопросе стоимости аренды объектов в Севастополе нужно подходить с учетом рыночных отношений. Но буквально на следующий день советник президента Украины Константин Тимошенко уже утверждал, что Киев официально не поднимал вопрос о пересмотре арендной платы за пребывание Черноморского флота.

Находясь в Днепропетровс­ке, президент Виктор Ющенко заявил, что Украина не намерена пересматривать соглашение о базировании Черноморского флота в Крыму. По его словам, цель украинско-российских переговоров по вопросам базирования Черноморского флота, которые начались вчера, — приведение «в соответствие с соглашением реального положения вещей». Президент подчеркнул, что создание двусторонней комиссии по инвентаризации земель, объектов и инфраструктуры ЧФ рассматривается как промежуточный и знаковый результат переговоров с Россией. Сейчас перед двусторонней украинско-российской комиссией встает вопрос создания механизма выполнения большого соглашения между обеими странами.

Как отметил заместитель министра иностранных дел России, руководитель российской части подкомиссии Григорий Карасин, в ходе работы подкомиссии стороны подтвердили верность базовым соглашениям по ЧФ, заключенным в 1997 году. Предполагается, что первое заседание этой комиссии на высшем уровне состоится в марте в Киеве.

Кстати, российская часть подкомиссии уехала, оставив после себя массу загадочных вопросов. Как оказалось, у ее членов не было никаких официальных документов, подтверждающих их статус как уполномоченных вести переговоры (для этого необходим протокольный вердикт от Госдумы Российской Федерации и правительства России). В Киев, конечно, приезжали вполне официальные лица, но, с точки зрения международной практики, это конфуз! И произошел он по вине протокольной службы секретариата президента, тех чиновников, которые должны заранее знать, кто едет, с какими полномочиями и для чего.

Таким образом, можно, видимо, считать, что россияне провели разведку боем: приехали, выслушали все предложения, намерения, претензии и уехали. Может быть, именно в связи с таким нелепым проколом и решено было не трогать базовые соглашения договора 1997 года. Но как дальше будет формироваться наша позиция?

Виктор ТОЛОКИН.