№ 44 от 11 марта 2009 г.

Тюрьма плачет по Кабмину?

Тюрьма  плачет  по  Кабмину?

Такой вопрос прозвучал недавно на пресс-конференции, которую провел председатель Счетной палаты Украины Валентин Симоненко.

«Оранжевая  братва»

ИЗДРЕВЛЕ понятие “правительство” имело три основные смысловые ветви. Первая — состав высокопоставленных чиновников, представляющих собой исполнительную власть. Вторая — непременная ее обязанность править страной. И третья — править страной правильно, что означает действовать по закону, во благо своему народу.

Стоит приложить эту схему к нынешнему украинскому правительства, как третья ветвь зашатается, разрушая остальные. Обнажится скудный “профессионализм” чиновничьего состава, замешанный на удовлетворении хватательных инстинктов. За пределами этого окажутся оглушающие монологи о любви к согражданам и заботе об их благосостоянии. И портрет “оранжевой братвы”, получившей такое название в народе, предстанет во всем своем неблаговидном виде.

Впрочем, это присказка...

Нечего  на  зеркало  пенять

РУКОВОДИТЕЛИ Кабмина свои противоправные действия в 2008 году, по словам руководителя Счетной палаты Украины Валентина Симоненко, пытаются объяснить сложностью високосного года, зеркало которого, дескать, наводило порчу на благие намерения правителей. Поэтому, оправдываются они, лоббируя через свое парламентское большинство Закон Украины “Про Державний бюджет України на 2008 рік і внесення змін до деяких законодавчих актів України”, у них не было другого выхода, кроме как сознательно нарушить 8 статей Конституции Украины и Бюджетного кодекса Украины, проигнорировать два решения Конституционного Суда Украины, необоснованно изменив нормы около ста действующих законов. В зеркале этих обстоятельств отразилась вся коррупционная деятельность правительства.

Аудиторы вскрыли самую крупную за все годы независимости авантюру с мясом. На 1,5 миллиарда бюджетных гривен, полученных от реализации стратегически важных запасов государственного материального резерва (меди, олова, свинца, цинка, никеля, запасов авиационного горючего), закупили 96 тысяч тонн этого иностранного продукта. Согласно кабминовскому распоряжению от 12 апреля 2008 года, продавать его поручили Госкомрезерву. Но это учреждение реализовывало мясо не простым смертным через широкую госторговлю, а своим людям из предпринимательской среды. Список покупателей по указанию того же Кабмина составляли в Министерстве экономики. Закупочную цену установили ниже на размер суммы ввозной пошлины. Эта разница составила почти 150 миллионов гривен.

Любопытно, что поставщиками мяса и мясопродуктов иностранного происхождения в госрезерв и покупателями, которых определило Минэкономики, оказались одни и те же юридические лица. Приобретенные на льготных условиях продукты они завозили на свои предприятия под видом ответственных хранителей. Для них специально изменили Порядок реализации материальных ценностей резерва. Это позволило методом минимальных манипуляций участников аукциона отобрать “нужных” потребителей и ликвидные востребованные взносы при участии в аукционе, то есть в четыре(!) раза дешевле их стоимости.

Узнав о такой дефицитной закупке из телепередач, простые граждане кинулись на рынки, в магазины. Но приобрести эти продукты не смогли.

По  списку  Минэкономики

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ, согласно составленному Минэкономики списку “нужных” потребителей, мясо импортного происхождения продавали по 4 гривны за килограмм. Хотя в госрезерв оно закладывалось в среднем по 11,3 гривны за килограмм. Кстати, по такой же схеме реализовывали рис и подсолнечное масло. Аудиторы подсчитали: эта афера, получившая кабминовское благословение, обошлась государству почти в 400 миллионов гривен, перекочевавших в карманы предприимчивых организаторов преступной торговли уже в виде их прибыли.

Надо отдать должное Генпрокуратуре Украины. В этом деле она проявила определенный характер и 17 октября после тщательного анализа сложившейся ситуации опротестовала распоряжение Кабинета министров Украины от 12 апреля 2008 года № 592 с благовидным названием “Вопросы стабилизации продовольственного рынка” в части установления криминальных способов отпуска материальных ценностей госрезерва определенным Минэкономики получателям (потребителям) без проведения конкурса и не по рыночным ценам.

Думаете, в Кабмине испугались и начали исправлять положение? Ничуть. Там этот протест просто отклонили. Правда, действие распоряжения приостановили, поскольку Генпрокуратура направила дело в суд. И оставшиеся 44 тысячи тонн нереализованного мяса и мясопродуктов из стабилизационного фонда стоимостью свыше 600 миллионов гривен числятся на ответственном хранении. Только нет гарантии, что кабминовские мастера незаконной торговли не изобретут более изощренных методов добычи личной прибыли за государственный счет. С их-то опытом...

Напомним: главное назначение стабилизационного фонда госрезерва — так влиять на внутренний потребительский рынок страны, чтобы он не был “шкуродерным”. Но получилось с точностью до наоборот: к народу дешевое мясо не попало, и цены на рынке не упали, а выросли. На  говядину и свинину на — 51, птицу — на 21, на вареную колбасу — на 31 процент, на сало почти вдвое. Вывод аудиторов: увеличение импорта мясомолочной продукции создало условия для полной ликвидации отрасли животноводства в сельском хозяйстве Украины. Таким образом, Госкомрезерв превратился в убийственный центр спекулятивных махинаций.

На  аферах  далеко  не  уедешь

 

НА КАБМИНОВСКОЙ кухне, по данным аудиторов, кроме мясной аферы, готовились и другие “блюда”. В частности, “оранжевая братва” с грохотом завалила главное обязательство своей программы “Український прорив: для людей, а не політиків”. Для возврата гражданам страны обесцененных вкладов Сбербанка СССР обещали выделить 20 миллиардов гривен, а выделили... 6,4. Злополучная тысяча 320 тысячам вкладчиков так и не досталась. Хотя на так называемое “обслуживание” тех 6,4 миллиарда потратили еще 10,5 миллиарда гривен, вытащенных из карманов налогоплательщиков.

Много шума было в связи с намеченным увеличением объемов денежных поступлений от приватизации госимущества. И тут сели в лужу. По состоянию на 1 января 2009 года в госбюджет от этих операций поступило лишь 482,3 миллиона гривен, или 79 процентов от уменьшенного в декабре 2008 года в 14(!) раз плана.

— Именно несбалансированная, неадекватная, невзвешенная экономическая политика Кабмина, — заключил руководитель Счетной палаты Украины Валентин Симоненко, — привела к системной политике, ставшей реальной угрозой экономической безопасности и независимости нашего государства...

Так где же место нашему “зразковому” Кабмину?