№ 265 от 11 февраля 2009 г.

Без ответственности

Без  ответственности

Опубликованная в прошлом году в “Рабочей газете” серия материалов о результатах реформы образования в Украине вызвала широкий читательский резонанс. И сегодня эта тема волнует наших сограждан в разных регионах страны.

Система  выдавливания  денег

– МЫ ПРОСТО в шоке от школы и учителей!

Голос в телефонной трубке звучал взволнованно: это звонила  мама ученика одной из столичных школ. Мальчик перешел в пятый класс. И с первых же дней учебного года семья вкусила все “прелести” нынешней средней школы. Женщина на другом конце провода чуть не плакала:

— Вы представляете, если задали, к примеру, стихотворение и не успели во время урока спросить, то дети вынуждены договариваться с учителем о том, чтобы он проверил выполнение задания после уроков. И не факт, что учитель согласится. Дети бегают за преподавателями и просят назначить время для сдачи! Иначе ребенок не получает оценку по данной теме. Нет такого понятия, как дополнительные занятия. Учитель лишь отчитывает часы. Не понял ребенок — ваша проблема! Нам говорят: “Нанимайте репетиторов. Нам платят за объяснение материала на уроке. Все сверхурочное не оплачивается!”. Все перевернулось с ног на голову: учителя просто создают такие условия, чтобы родители им платили. Просто выкручивают руки!

— А когда платишь, отношение иное?

— Конечно! Но и это палка о двух концах. У нас есть мальчик, состоятельные родители которого договорились со школьным учителем о репетиторстве. Но привело это к тому, что у школьника начались серьезные проблемы по другим предметам. По-видимому, если начал платить, учителя сообщают об этом друг другу. Были случаи, когда учителю заплатили за несколько дополнительных занятий, чтобы подтянуть ребенка. Но когда перестали платить, тот обиделся.

— И...

— Да, пострадал ребенок. Поэтому большинство родителей, которые не могут сами заниматься с ребенком, ищут репетиторов вне стен школы. И знаете, сразу видно тех детей, родители которых пустили все на самотек: они отстают. Сам ребенок оказывается не в состоянии справиться со всеми заданиями. И я уверена, сделано это намеренно! Это уже не система образования, а система выдавливания денег. Надо все вернуть на круги своя!

Аналогичные звонки в редакцию поступили практически из всех областей Украины.

Слово  –  педагогам

“Я ДАВНО на пенсии, — пишет нам Мария Мартемьяновна Минина из Житомира. — В школе проработала 46 лет. Правда, не здесь, а в России. Приехала вот на старости лет к дочери. Она тоже учитель. Закрывает глаза на все, что творится в образовании, потому что работа нужна. Но приходит домой, и ее всю колотит: то урок про УПА провести требуют, то, рассказывая о Второй мировой, нужно назвать СССР агрессором. Петлюру прославлять приходится, голод 30-х голодомором представлять. Она говорит, что лучше бы в 90-е ушла, как многие ее коллеги, на рынок. Там хоть все понятно: купил   —  продал. А здесь за копейки ее совесть покупают. Уехала бы я обратно в Россию, но опрометчиво квартиру свою продала...”.

— Мне, как учителю с огромным стажем, очень больно было читать статьи, посвященные реформе, — с этих слов начала нашу беседу Анна Ивановна Селюченко из Кировограда. — Больно, потому что они бьют в цель. Мы, учителя, восприняли реформу на “ура”. Надоело вытягивать за уши двоечников, когда “три пишем, два – в уме”. Да и отвечать за поведение вне школы – тоже не сахар. У каждого из нас свои семьи, а надо было во внеурочное время навестить всех учеников, проверить, есть ли дома условия для занятий, пообщаться с родителями. Надо было воспитательную работу проводить. Вот такой огромный спектр задач на одного человека за одну не самую большую зарплату. И поэтому-то мы были очень рады переменам. Однако сегодня все думающие учителя признают, что освобождение от ответственности за результат привело к тому, что происходит в школе теперь – к деградации. В переводе с греческого слово “педагог” – ведущий ребенка. У нас же это понятие утрачено. Педагогические вузы готовят не педагогов, а лекторов. Отчитал – свободен. А воспитательная часть полностью утеряна. Поэтому убеждена, что реформа принесла нашей школе только вред.

— В педагогику нельзя идти ради денег, — рассуждает на ту же тему Галина Агафоновна Фаисханова из Харцызска Донецкой области. — Это не та профессия. Надо любить детей и понимать свою ответственность за них. Вне зависимости от того, как они успевают по предметам. Но если учитель безразличен, дети отвечают жесткостью. И начинают жить по правилам стаи. Каждый из нас на собственном опыте знает, что даже хулиганы становятся на путь истинный, если рядом оказывается человек, которым они могут гордиться, который берет на себя ответственность за их поступки.

Почем  совесть?

 

НАШУМЕВШЕЕ в 2008 году тестирование поставило, помимо всего прочего, на грань уничтожения заочную форму обучения в вузах. А чего стоит введение в 2001 году 12-балльной системы оценки знаний, в которой даже единица — переводной балл? Теперь и у нас, как в США, скоро из стен школ будут выходить выпускники, не умеющие читать и писать. Одно из звеньев этой порочной цепи, опутавшей систему образования, еще недавно считавшейся лучшей в мире, – освобождение учителей от ответственности за успеваемость учеников. Понятно, зачем это нужно новым заокеанским хозяевам Украины: необразованного человека обмануть куда проще. Но почему на это идут наши идеологи?