№ 259 от 03 февраля 2009 г.

Учить на ошибках

Учить  на  ошибках

Если вы думаете, что дети учатся на наших ошибках, то это не так. Им нужен собственный опыт, считает жительница Фастова, автор дневника, страницы из которого мы периодически публикуем.

Среда,  12  марта

КОГДА я была подростком, мама рассказывала мне о том, как она, будучи совсем молодой, не слушала старших и все делала по-своему. Однажды собралась в поход на два дня с ребятами из машиностроительного техникума. Дело было ранней весной. Родители настоятельно советовали ей взять старую теплую куртку на ватине. Но она не послушалась и надела модную, из искусственной ткани. Конечно, в первый же вечер сильно замерзла, особенно ночью в палатке. В результате попала в больницу с воспалением легких.

— Ты понимаешь, к чему я веду? — спрашивала меня мама, глядя, как я собираю сумку, чтобы ехать с одноклассниками на дачу.

— Да, чтобы я учитывала твой опыт. Но, мамуля, это было давно. И потом, вы спали в лесу. А мы будем в доме.

Я уехала, не взяв теплого пальто. А было это тоже весной. Вернулась домой с температурой.

— Как же ты была права! — сказала я маме. — И почему я тебя не послушалась?

Вспоминая это сейчас, когда у меня самой двое детей, я, скрепя сердце, даю Кате и Дане возможность сделать ошибку. Конечно, исключаю такие случаи, когда ситуация не будет катастрофичной для их здоровья.

Вот пример. Данька любит поспать утром, вставать с постели не торопится.

— Да ты ведь на уроки опоздаешь! — нервничаю я.

— Успокойся, — шепчет мне муж. — Пусть опоздает раз, другой, третий. Пусть его отругает учительница. Может, даже к директору отведут. Но не ты должна больше всего за него переживать, а он сам. Иначе, не оступившись, мальчик не привыкнет к ответственности.

Но я продолжала нервничать каждое утро и тихонько от мужа толкала сына в бок.

— Это ты его разбудила? — сердился Сергей. — Ни к чему хорошему не приучишь.

И я смирилась. Перестала тормошить сына после звонка будильника. Даниил несколько раз опаздывал на занятия, пропускал первый урок. В конце концов его вызвали к завучу. И второклассник мой так перепугался, что стал вставать на полчаса раньше положенного. Опоздания прекратились.

Я думала потом об этой моей маленькой победе над собой. Ведь хотела оградить сына от неприятностей, не включая его самого в процесс, оберегала от ошибок, хотя надо было давно позволить ему оступиться. И потому ничего в жизни мальчика не менялось. Он был уверен, что мама его спасет. Но, раз обжегшись, Даня стал надеяться на самого себя. Личный опыт — это, по сути, единственное, что мы не потеряем потом никогда. Маленький опыт побед и поражений, приобретенный в детстве, помогает человеку и в дальнейшем успешно переживать сложные времена, не опускать руки.

Некоторые родители считают, что основная задача воспитания — дать ребенку как можно больше ценных указаний и правил поведения. И забывают о том, как важны их собственный, родительский, пример и личный опыт самого ребенка, в том числе ошибок, неудач, поражений. Не случайно немецкая пословица гласит: “Все, что человека не убивает, идет ему на пользу”.

Четверг,  2  октября

 

ВЧЕРА детям в классе был задан вопрос о том, что им необходимо, чтобы чувствовать себя счастливыми?

— Что, как вы думаете, стоит на первом месте? — спросила нас классная руководительница на родительском собрании.

Мы отвечали разное: мобилки, самокаты, видеофильмы, сладости, карманные деньги, развлечения.

— Нет и нет! — говорила учительница.

— Ну, не алкоголь же с сигаретами? — пошутил один папаша.

— И не это, — сказала Мария Дмитриевна. — Больше всего дети нуждаются в вашем внимании. На самое первое место в иерархии своих ценностей они поставили общение с мамами и папами. Даже любимые бабушки ушли на второй план. Вы понимаете, что это значит? А сколько времени в сутки вы уделяете детям? Двадцать-тридцать минут. И то перед сном...

— Да где его взять-то, время? — спросил кто-то. — Весь день спрессован до отказа.

— Но через год-два сможет быть поздно! Вы упустите ребенка, и тогда даже целый день, проведенный в беседах с ним, вам не поможет, — упрекнула Мария Дмитриевна.

Она призвала нас подумать о том, что может служить поводом для общения с детьми. Невыполненное домашнее задание? Грязные брюки, брошенные в коридоре? Разбросанные по комнате вещи? И еще спросила о том, какое времяпрепровождение с ребенком мы считаем самым удачным и полезным, как дети хотели бы проводить с нами свободное время? Стали вспоминать. Один папа сказал, что его дочка любит с ним ходить в зоопарк. Моя соседка по дому заметила, что ее Света любит, когда мама играет на пианино, а она танцует.

Мария Дмитриевна предложила нам такой ход — написать второклассникам письмо и спросить, как они мечтают проводить выходные с папой и мамой.

Не все родители последовали этому совету. Но мы с Сергеем составили письмо и опустили его в ящик. Достал его старший Даниил. Боже, сколько было визга и писка! Катька вообще скакала на одной ножке, держа в руке письмо, и выкрикивала свои ответы.

— Подожди, — сказал муж, — давай все запишем в тетрадку, составим план наших путешествий по городу, поездок в лес, походов на каток и так далее. И будем по возможности это выполнять.

Конечно, даже треть из наших наполеоновских планов мы не смогли осуществить. Но выходных с нетерпением ждали все. Я стала решительно отбрасывать домашние дела, за которые, кстати, без всякого ущерба для семьи можно было взяться на другой день. Муж тоже отменил почти все свои воскресные бдения за компьютером. Даже уплотнил рабочий график в офисе, чтобы выкроить побольше свободного времени в выходные. По субботам он стал ходить с Даней в бассейн, а я в это время учила дома Катю рукоделию. В воскресенье мы все вместе обычно идем гулять.

Мне это очень нравится. Раньше дни и месяцы проходили за всякой ерундой! И дети увидели, что можно интересно жить. А главное, у нас в семье теперь такое единство, какого прежде не было.