№ 254 от 27 января 2009 г.

Кому нужны балбесы?

Кому  нужны  балбесы?

Не за горами завершение учебного года. Это второй год, когда наши выпускники будут сдавать тесты на знание тех или иных предметов. По результатам тестирования можно будет поступить в высшее учебное заведение. Немаловажно и то, что таким образом отечественная система образования стала еще на шаг ближе к американским стандартам. Мы ведь теперь равняемся только на эту страну.

Может быть, тогда стоит присмотреться внимательнее к достижениям и проблемам американского школьного образования?

Тест  как  средство

ДОСТОЙНА внимания научная публикация “Мифы и реальность американского образования” Марины Федоровны Быковой, доктора философии, профессора факультета философии и религии университета штата Северная Каролина (США), автора более 80 научных статей и переводов. Ей, носителю знаний, полученных в советской школе, есть с чем сравнивать.

Как оказалось, в США нет единой государственной программы школьного обучения. Вопросы учебного плана и набора предметов решаются на уровне штатов и административных округов созданными при них советами по образованию. А вот содержание и объем материала, который предстоит постигнуть школьнику, определяют сами преподаватели.

“Помимо того, советы разрабатывают тесты для проверки знаний школьников в конце учебного года, — пишет профессор в своей научной работе. — Основной набор предметов, по которым проводится тестирование, включает письмо, чтение, математику и — уже в старших классах — естествознание (азы физики, биологии, химии и других естественных наук)”.

Почему именно тесты? Находим в работе ответ и на этот вопрос. А потому, что “по результатам теста оценивается работа школы и курирующего ее совета по образованию. Эти результаты являются основными показателями при проведении конкурсов на лучшую школу штата и страны, что в конечном итоге определяет объемы финансирования той или иной школы на последующие годы (все дело в получении средств!) Результаты тестов, полученные старшеклассниками, учитываются также при их поступлении в колледжи и университеты. Таким образом, тест — основной критерий эффективности обучения, и потому сдача теста рассматривается как основная цель самого процесса обучения”.

Следовательно, “по существу весь учебный процесс нацелен на натаскивание школьника на тест, на привитие тех навыков, без которых сдача теста будет невозможной. Как результат — из школьной программы исключаются все “ненужные” предметы (или они преподаются в минимальном объеме)”.

Марина Быкова, критикуя систему школьного образования, пишет, что неизбежность тестирования по ряду определенных предметов стимулирует изучение именно этих предметов и лишь в том объеме, который необходим для сдачи теста. “Ясно, что при такой постановке вопроса речь не идет о некоем систематически организованном образовании, способном привить ощущение и понимание ценности знания... Американская школа обучает навыкам и приемам, на которые имеется социальный заказ... Учеба, по существу, сводится к тому, чтобы зазубрить, заучить какой-то минимум материала, чтобы успешно сдать тест. Весь остальной объем материала, в том числе и те предметы, которые не подпадают под тест, оказываются на периферии внимания и усилий школы”.

Прошу прощения за объемные цитирования. Это говорит человек, который знает систему изнутри.

А  нам  зачем?

 

ТЕСТИРОВАНИЕ нам внедрили в прошлом году, а такой элемент американской системы образования, как оценка знания в баллах, была введена в 2001-м. За безобидным переходом с 5-балльной системы на 12-балльную мы поначалу и не заметили, что теперь нет неудовлетворительных оценок, которые требовали бы их исправления, наверстывания пробела в знаниях.

Любой балл, даже самый низкий, теперь не мешает переводу ученика из класса в класс.

Помнится, в 70-е годы нас всех смешила и удивляла информация о том, что некоторые выпускники американских школ не знают таблицу умножения, не могут показать на карте не то что Украину, Англию — их прародину. Возможным это стало именно благодаря многобалльной системе оценки знаний и тестированию.

Первая помогает неучу переходить из класса в класс. А благодаря второму в число таких вот незнаек попадают даже успешные американские школьники. Ведь, если им для поступления в вуз не нужны, скажем, математика или география, они не тратят на них время, совершенствуясь в нужных науках, чтобы потом успешно сдать по ним тесты.

Даже не сомневайтесь, наши школьники очень быстро поймут “выгоды” тестирования, вообще перестав учить “второстепенные” предметы.

Одного не понять. В Америке жестко критикуют свою систему образования. Наша отечественная школа преподавания прежде была признана лучшей специалистами во всем мире. Так зачем же менять лучшее на худшее? Зачем нам балбесы? Зачем применять неудачную модель, которая ведет к деградации наших детей? Нет, не положительных отличников, которые с малого возраста знают и понимают ценность знаний. К деградации самых обычных ребят, которые сегодня из-за собственной лени радуются облегчению жизни с помощью тестирования и проходных баллов, а завтра после школы будут выброшены на обочину жизни. А мы из самой читающей и образованной нации уверенно скатимся к показателям Америки.

Так, может быть, цель именно эта — уничтожить думающее большинство, чтобы легче было оболванивать его?