№ 239 от 26 декабря 2008 г.

Автограф эпохи

Автограф  эпохи

Пожалуй, ни один из столичных музеев не радует таким обилием выставок, как Музей одной улицы на Андреевском спуске, основанный на неожиданном материале и отличающийся особым настроем. На днях здесь открылась экспозиция фоторабот Сергея Шиманского, на несколько десятилетий забытого, а в последние годы возведенного коллегами по профессиональному цеху в классики.

 
 

 

СНИМКИ и фоторепортажи Шиманского демонстрировали в московской галерее “Фотосоюз” и в Строгановском дворце Русского музея Санкт-Петербурга. Для киевлян Сергей Шиманский — настоящее открытие, хотя именно с Украины и Киева он начался как художник высокой пробы.

Родом из города Сувалки в белорусско-польско-украинском приграничье, 22-летний Сергей оказался в Харькове, был мобилизован в Красную армию, участвовал в Гражданской войне. Потом учился в институте и работал в коммуне имени Дзержинского у Антона Семеновича Макаренко. Увлекшись фотографией, Сергей устроился в “Укрфототрест”.

Середина 20-х годов — время свершения самых смелых проектов, и молодого фотографа приглашают принять участие в Украинской научной экспедиции в Центральный Тянь-Шань. Вернувшись, он отчитывается об увиденном на первой выставке своих фотографических работ. Здесь изобразительное мастерство молодого фотохудожника и заметили профессионалы. Сергей получил приглашение в авторитетный журнал “СССР на стройке”, а также в ряд спортивных газет и киевское издательство “Искусство”.

В 1941 году Сергей Гаврилович надел бушлат и стал военным корреспондентом на Северном флоте, переносил вместе с моряками все тяготы боевых походов в Заполярье. Пронзительны его образы стылого блокадного Ленинграда. “Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна”. Снимок сделан в таком ракурсе, что вы словно входите сквозь него на полупустынную улицу как раз с той стороны, где наиболее опасно. Войну Шиманский закончил в покоренном Берлине. Вернувшись к мирной жизни, Сергей Гаврилович до конца своих дней (скончался он в 1972 году) посвящает себя художественной фотографии — снимает архитектурные памятники Ленинграда, запечатлевая для истории величие этого города. Нам, киевлянам, особенно дороги его предвоенные работы. Он делал их в течение пяти счастливых лет мирной жизни, с 1936 по 1941 год.

— Однажды по удивительной случайности мне в руки из частной коллекции попали рабочие альбомы известного фотомастера, — рассказал директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский. — При внимательном рассмотрении оказалось, что Сергей Гаврилович запечатлел тот, теперь уже неизвестный нам Киев, который уничтожили гитлеровцы во время войны. Мы решили сделать репродукции и показать их киевлянам.

Известно, что современный облик Крещатика лишь отдаленно напоминает ту архитектуру, которая прославила Киев как одну из мировых столиц. Его поднимали из руин, расчищали от битого кирпича и мусора и отстраивали заново добровольцы, со всей страны прибывшие по комсомольским путевкам. А у Шиманского — вот он, вид на Крещатик с площади Третьего Интернационала (ныне Европейской). Вот Успенский собор в Киево-Печерской Лавре, во время войны разрушенный до основания и восстановленный несколько лет тому назад. Вид на разлив на Трухановом острове из сада Первого мая (ныне Городского сада).

По снимкам видно, как влюблен был фотограф в город над Днепром. Его очаровывали самые простые сценки из повседневной городской жизни — то ранним утром поливальная машина до блеска отмывает булыжник на улице Ленина (теперь Богдана Хмельницкого), то детишки собираются под новогодней елкой на площади Красных героев Перекопа (ныне Софиевской площади). Так в фотографиях оживает наша история, всплывают из глубины минувших лет воспоминания о прошлом нашей прекрасной столицы.