№ 233 от 18 декабря 2008 г.

Человек, ставший крылатым

Человек,  ставший  крылатым

 

70 ЛЕТ назад, 15 декабря 1938 года, при испытании нового самолета погиб великий летчик Валерий Павлович Чкалов. Он прожил всего 34 года, но и такого короткого срока оказалось достаточно, чтобы его имя навсегда вошло в историю мировой авиации.

И поныне во всем мире летают по тем канонам, которые были введены в авиацию Чкаловым. Маршал авиации Вершинин, отмечая заслуги Чкалова, говорил: “Он не только непревзойденный летчик, он основоположник школы испытания новых самолетов и школы высшего пилотажа. Им лично разработано и выполнено 15 фигур высшего пилотажа. Он также является автором тактики истребительной авиации”.

В те времена дальние перелеты являлись еще и демонстрацией силы и мощи авиации того или иного государства, то есть имели большое политическое значение. Поставить рекорд дальности перелета по прямой стремились самые развитые в научно-техническом отношении страны. Соперничали Франция, Англия, США, Италия, Германия. Так, в 1931 году рекорд принадлежал США (8560 км). В 1932 году он перешел к Англии (8544 км), затем к Франции
(9104,7 км). И то, что в середине 30-х годов молодое советское государство включилось в борьбу за рекорд в воздухе, свидетельствовало о возросшей силе его авиации. В 1933 году был построен первый образец самолета АНТ-25. На нем в сентябре 1934 года экипаж Михаила Громова установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому кругу, за что Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В августе 1935 года Герой Советского Союза, полярный летчик Сигизмунд Леваневский, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Левченко предприняли попытку перелета на самолете АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско. Но летчиков постигла неудача — неисправность в маслопроводе заставила их вернуться.

18 июня 1937 года в 4 часа
5 минут по московскому времени Валерий Чкалов вместе с летчиками Георгием Байдуковым и  Александром Беляковым поднимают тяжело груженную машину с дорожки Щелковского аэродрома и берут курс на север. Пролетев через Северный полюс и Ледовитый океан, летчики достигли северо-запада Америки. В намеченный пункт, Сан-Франциско, долететь не удалось, так как заканчивалось топливо. После 63 часов изматывающего полета 20 июня самолет АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в городе Ванкувер.

По оценкам экспертов, совершить на одномоторном самолете столь уникальный перелет могли только очень мужественные люди. Давая оценку этому событию, президент США Франклин Рузвельт сказал, что три героя из России Чкалов, Байдуков, Беляков сделали то, чего десятилетиями не могли сделать советские дипломаты, — они сблизили русский и американский народы.

Стоит напомнить, что после экипажа Чкалова подобный перелет собрался повторить автор идеи Леваневский на тяжелом четырехмоторном самолете с экипажем из пяти человек. 12 августа 1937 года самолет “Н-209” взял курс в сторону Ледовитого океана. В 13 часов 40 минут следующего дня самолет пролетел над Северным полюсом. В 14 часов 35 минут с борта самолета была получена последняя тревожная радиограмма, и после этого связь с экипажем прекратилась. Почти год искали экипаж, но его судьба так и осталась неизвестной.

Сын Чкалова, военный инженер, полковник Игорь Валерьевич Чкалов каждый год по приглашению американцев приезжает в Ванкувер, где ежегодно 20 июня отмечается День прилета экипажа Чкалова в Америку. Существуют две организации: Комитет трансполярного перелета и Комитет по культурному обмену имени Валерия Чкалова. В 2002 году они избрали сына Чкалова почетным гражданином США.

После знаменитого перелета в Нью-Йорке в честь летчиков был устроен грандиозный митинг, на который собралось 12 тысяч человек. Как вспоминал сам Чкалов, он не видел ничего более красивого, чем когда 12 тысяч поют “Интернационал”. В зале нью-йоркского отеля “Вальдорф Астория” Клуб исследователей и Русско-американский институт культуры устроили в честь русских авиаторов прием. Чкалов в своей речи, в частности, сказал: “Примите от 170 миллионов советских людей привет и дружбу, которую мы принесли на своих крыльях”.

Это был триумф не только Чкалова и двух его соратников, но и всей советской авиации. Всему миру был продемонстрирован уровень советской техники и, в частности, самолетостроения. Была проложена новая трасса, наикратчайшим путем соединявшая два континента. И самое главное — было положено начало взаимопониманию между советским и американским народами, что в конце 30-х годов было очень важно.

Чкалов вспоминал очень характерный разговор с миллионером на борту лайнера “Нормандия” во время возвращения на родину: “Он спросил меня, богат ли я. У них, между прочим, каждый миллионер оценивается таким образом: сколько стоит этот миллионер? 15 миллионов — значит у него такое состояние. Я говорю: “170 миллионов”. Он спрашивает: “Рублей, долларов?” Отвечаю: “Населения”. — “Как так?” — “Очень просто: 170 миллионов работает на меня, а я на них”. Так просто Чкалов объяснил, что движет им во имя совершения подвига...