№ 229 от 11 декабря 2008 г.

Реклама — в чей карман?

Реклама  —  в  чей  карман?

Сегодня трудно представить, что до недавних пор мы жили без надоедливой рекламы. Яркая, шумная и беспардонная, она вместе с независимостью ворвалась в нашу жизнь из всех щелей. Из радиоточек и с телеэкрана, с бигбордов и транспортных средств. Иногда кажется, что от нее уже спасу нет.

Одни  теряют,  другие  находят

ПРАВДА, телевизор и радио можно выключить. Но в вагоне транспорта и особенно в метро, запрятанном в безмолвном тоннеле, она вынуждает пассажира слушать и смотреть, “наслаждаться” этой “вздыбленной кокеткой бизнеса”, как назвали ее острословы.

По данным статистики, ежедневно услугами подземки пользуются свыше полутора миллиона пассажиров в Киеве. На них обрушивается такой поток рекламы, что становится жутко. Вот и решила группа киевских журналистов взять на эту тему официальное интервью у начальника городского управления рекламы Юрия Фрединова. Однако из его приемной вежливо отказали. Дескать, столичный мэр запретил руководителям служб экспромтом общаться с представителями прессы. Для начала надо передать через пресс-службу КГГА вопросы, а там если сочтут нужным — ответят, а если не сочтут...

Естественно, журналистов такой ответ не устроил. Вот и вытянули они на поверхность две впечатляющие цифры: в нынешнем году доходы от рекламы в метро превысят 125 миллионов гривен. Но при этом только десятая ее часть попадет непосредственно на счет метрополитена. А девять десятых достанутся посредникам! Почему? Кто, когда и на каком основании это придумал?

Оказывается, размещением рекламных
носителей занимаются так называемые “операторы”. По официальному разрешению руководства метрополитена они сдают площади станций и вагонов в аренду. Ранее заключить договор на размещение рекламы можно было с фирмами. Но теперь все права на сдачу площадей выкупили рекламные агентства. И получается, что при размещении рекламы клиент оплачивает услуги, как минимум, двух посредников.

Официально  и  по-базарному

ЛЮБОПЫТНО построен рекламный бизнес в метро. В самой прибыльной сфере — размещении постеров (наклеек) в вагонах метрополитена — работают сразу три оператора: “АРТ”, “Альянс-медиа” и “Атлантис-Люкс”. Оператор еще одной “золотой жилы” — лайт-боксов — агентство “Метро-Лайт”. В распоряжении компании “Транс-Медиа” — мониторы. Брендированием (это словечко обозначает комплексное размещение логотипа какого-либо товара) станций и вагонов занимается “Медиа-Полис Украина”. Рекламу на путевых стенах размещает предприятие “Метрос”. Впрочем, некоторые из компаний предлагают услуги, которые находятся в сфере деятельности их соседей-конкурентов. Разве что заказчику услуга не у “профильного” оператора обойдется дороже.

Коллега из респектабельного издания, представившись консультантом зарубежной фирмы по продаже одежды, обзвонил многие рекламные агентства. Выяснилось, что места расклейки постеров выкуплены на месяц вперед. Цены разные. За стандартные плакаты (305х305 миллиметров) с клиента берут от 82 до 150 тысяч гривен (или в среднем 65,5 тысячи гривен) в месяц. За эту плату в каждом из 615 вагонов метро будет размещено по одному экземпляру. В каждом вагоне может поместиться 58 постеров. Таким образом, доходы от этого вида рекламы достигают 43,5 миллиона гривен в год. Солидная сумма.

Что касается лайт-боксов, то на станциях с самым высоким пассажирооборотом реклама на одном носителе стоит 1700 гривен в месяц. На менее загруженных станциях это обойдется дешевле — 1,3-1,5 тысячи. И все-таки, по подсчетам экономистов, на лайт-боксах агентства зарабатывают ежегодно более 20 миллионов гривен. Не меньшие доходы приносит реклама на мониторах в вагонах. За трансляцию десятисекундного ролика с утра до вечера (36 раз в день) на всех ветках метро клиент должен заплатить 67 тысяч гривен в месяц. Видеореклама на мониторах станций тарифицируется поминутно и стоит 86 гривен. Итого: реклама на мониторах приносит ежегодно, как минимум, 18 миллионов гривен.

А сколько стоит полностью обклеить станцию метро своими логотипами? Цена за размещение рекламных плакатов на станции (включая их изготовление) колеблется от 158 до 298 тысяч гривен в месяц. Например, чтобы на год обклеить рекламой станцию “Майдан Незалежности”, компании необходимо будет раскошелиться на 2,3 миллиона гривен. Уже “забрендированы” станции “Дворец спорта”, “Площадь Льва Толстого”, “Майдан Незалежности” и некоторые переходы между станциями. И за это удовольствие клиенты выплатили в прошедшем году около 16,4 миллиона гривен. Вопрос: где эти деньги?

Богачи  прибедняются

 

В ИНТЕРВЬЮ для “Рабочей газеты” начальник Киевского метрополитена Петр Мирошников жаловался, что предприятию позарез нужны средства для обновления подвижного состава и решения социальных проблем коллектива. Для удовлетворения этих запросов столичная власть должна либо из бюджета вынуть 20 миллионов гривен, либо удвоить стоимость проезда в подземке. О том, куда девается прибыль от рекламы, он молчал. Зато вдохновленная им сотня метрополитеновцев пришла к зданию мэрии требовать повышения цен на проезд. Рядом же скандировали протестующие против этого грабежа пассажиры. Как ни крути, а получилось, что власти стравливали одних граждан с другими. А что вы хотите — демократия!

Она, эта демократия, позволяет зарвавшимся правителям столицы не только плевать на требования пикетчиков об отмене грабительской стоимости проезда, но и пренебрегать президентским указом о восстановлении прежних цен за проезд. Сказали две гривны — будете две гривны платить! И не меньше! А ободрившееся руководство метрополитена во всеуслышание заявило, что с 1 января 2009 года тарифы на размещение рекламы возрастут на 300 процентов.

Причем организаторы рекламного бизнеса и здесь проявили чудеса фантазии, увеличив разрыв между официальными тарифами и рыночными прайсами: сегодня один квадратный метр внутри подвижного состава метрополитена стоит 51 гривну, лайт-бокса — 40 гривен, на щитовой конструкции — 30 гривен, наклейки на дверях вестибюлей — 25 гривен в месяц. А по рыночным условиям реклама на ситилайте стоит 250-350 долларов, на эскалаторных сводах и путевых стенах — 350-700 долларов, на бэклайте — 800-1000 долларов...

Хватит цифр. Уже из перечисленного напрашивается вывод: пока огромные рекламные доходы распихиваются по частным карманам, руководство Киевского метрополитена с благословения, а может, даже и по указке мэрской команды, лицемерно прибедняется. И под эту сурдинку гребет с пассажиров вчетверо завышенную плату за проезд. Хотя, если разумно вложить в дело рекламные доходы, возить пассажиров станет выгодно даже бесплатно!