№ 203 от 05 ноября 2008 г.

Заслуженный кинолюбитель

Заслуженный  кинолюбитель

Со времени распада СССР в странах бывшего Союза до сих пор не снят ни один фильм, который с неослабевающим интересом можно было посмотреть хотя бы несколько раз. Многие же советские картины, появившиеся 20, 30, а то и 40 лет назад, до сих пор приковывают внимание зрителей. Причем разных поколений. Некоторые специалисты утверждают, что нынешнему отечественному кинематографу гораздо дальше до советского кино, чем до Голливуда. В чем же заключается его секрет?

 

 

БЕЗУСЛОВНО, одной из главных особенностей советского кинематографа было то, что он опирался на прочный фундамент — кинолюбительство. При Союзе практически каждый уважающий себя Дворец культуры или Дом пионеров имел любительскую киностудию, в которых воспитывали будущих гайдаев и урусевских. Конечно же, к Крыму отношение было особым. Пожалуй, самым именитым крымским кинолюбителем является ялтинец Николай Мартынович.

Кино для Николая Николаевича, что называется, вторая натура, хотя по образованию он медик и всю жизнь проработал детским врачом. Мартынович присутствовал на съемочных площадках практически всех фильмов, снимавшихся на Ялтинской киностудии. И сам снялся в массовке не одного десятка картин. Известный советский сказочник Александр Роу, во всех крымских фильмах которого снимался Мартынович, даже давал ему направление на учебу во ВГИК. Но Николай Николаевич уже имел к тому времени семью и предложение именитого режиссера не принял. Зато всерьез увлекся любительским кино.

— Хотя кинолюбительство, — рассказывает Николай Николаевич, — зародилось во Франции еще в 20-х годах прошлого века, у нас первые любительские киностудии появились лишь в конце 50-х. Уже через десять лет они были практически во всех городах Крыма. Кинолюбительство решало несколько задач. Во-первых, оно выполняло просветительскую функцию. Ведь кино недаром называют десятой музой. Более того, оно находится на стыке литературы, живописи, музыки, театра и других искусств и, таким образом, способствует приобщению к ним. Во-вторых, благодаря ему выявлялись таланты. Многие кинолюбители впоследствии получили кинематографическое образование и стали профессионалами. В-третьих, кинолюбители на местах занимались сбором нужного киноматериала. Например, однажды ко мне обратился ведущий очень популярной в свое время телепередачи “Кинопанорама” Алексей Каплер. Он готовил программу об основателе ялтинской “Поляны Сказок” Павле Безрукове. Но оказалось, что пленки с его изображением нет. Однако Каплер через кого-то узнал, что своей любительской кинокамерой Безрукова снимал я. Так несколько моих сюжетов попали в “Кинопанораму”. Ну и последнее. Кино, конечно же, отвлекало подрастающее поколение от улицы.

— Николай Николаевич, чем нынешнее кинолюбительство отличается от союзного?

— В то время это был хорошо организованный процесс. Для активных кинолюбителей проводились семинары, обычно на Ялтинской киностудии. На них приезжали руководители студий, которые брали с собой нескольких учеников. Во время семинаров нам объясняли азы киноискусства. Причем лекции читали профессионалы. Операторы и режиссеры просматривали наши фильмы, делали замечания, мы устраняли недочеты. Два раза в год, обычно весной и осенью, проводились региональные фестивали любительских фильмов. После городских и областных фестивалей-смотров лучшие фильмы попадали на республиканские, всесоюзные и даже международные фестивали кинолюбителей. Однажды в 1963 году фильм с моим участием победил на престижном фестивале в Румынии. В качестве приза нам вручили профессиональную кинокамеру.

Нередко кинолюбителей приглашали на съемки настоящих полнометражных фильмов, чтобы те увидели, как снимается профессиональное кино.

На Ялтинской киностудии я познакомился с очень многими известными людьми. Особенно тесные отношения сложились у меня с Юрием Никулиным. Мы обменивались поздравительными открытками. Он не раз приглашал меня в гости, но я так и не поехал.

— Почему?

— Он наверняка приглашал меня из вежливости. Юрий Владимирович был человеком очень занятым. Кстати, я мечтаю снять документальный фильм о пребывании Никулина в Крыму. Он ведь очень часто бывал у нас.

— На ваш взгляд, что мешает развитию современного любительского кино?

— Сегодня на 99 процентов — это знания и организация. Раньше процесс создания фильма технически был очень сложным. Нужно было не только отснять пленку, но и проявить ее. Все делалось вручную — хлопот невпроворот. Сейчас берешь видеокамеру, нажал на кнопку — и снимай. Затем сел за компьютер — тут тебе и цвет, и монтаж, и звук, и титры. Нужно лишь знать, как правильно снимать кино. Крымский полуостров — киноплощадка под открытым небом. Очень обидно, что он мало используется именно любительским кино. Но для создания, например, игровых фильмов обязательно необходимо объединение единомышленников. Поэтому мне хочется надеяться, что такой коллектив в виде студии, клуба или центра у нас вскоре все-таки появится.

Крым.