№ 67 от 16 мая 2006 г.

ДОРОГОЙ НАШ ТЕЛЕФОН

Как-то можно понять и обосновывать повышение цен на газ, электроэнергию и, как следствие, на коммунальные услуги. Но как воспринимать фактическое повышение для большинства населения стоимости услуг телефонной связи, притом, что компании, предоставляющие  эти услуги, неизменно рапортуют о своих прибылях? Несомненно, лишь с позиций заботы о “благе капитала”. Воистину: “НЕ БОЛТАЙ, а не то будешь гол и бос!”

Привлекательность «Укртелекома» возрастет. За наш с вами счет

НАЦИОНАЛЬНАЯ комиссия регулирования связи Украины (НКРС) приняла решение “Об утверждении предельных тарифов на общедоступные телекоммуникационные услуги” № 258 и подала его на утверждение в Министерство юстиции Украины. Проектом предусмотрено введение предельных тарифов в действие в 2 этапа: на период с 1 июня до 31 октября 2006 года и с 1 ноября 2006 года.

На первом этапе планируется увеличение тарифов на пользование услугами городской телефонной связи в среднем на 35%, сельской — на 30%.

Согласно документу, на междугородные телефонные разговоры в пределах области тарифы увеличены в среднем на 10%, в то время как тарифы на междугородные телефонные разговоры во время наибольшей нагрузки в пределах Украины снижены в среднем на 15%. Кроме того, существенно уменьшены тарифы на услуги международной телефонной связи — от 20% до 70%, в зависимости от направления. Тарифы на пользование телеграфной связью в пределах Украины увеличены в 3 раза, тарифы в направлении стран СНГ на обычные телеграммы увеличены в 2,86 раза, на срочные — в 2,67, размер оплаты за международные телеграммы остается без изменений.

На втором этапе планируется увеличение на 15% платы за пользование городской телефонной связью. А уровень тарифа на звонки абонентов фиксированной сети к абонентам сетей связи мобильной, наоборот, будет уменьшен на 20%.

Как утверждается, эти меры позволят снизить уровень перекрестного субсидирования и частично обеспечат покрытие затрат на предоставление услуг местной телефонной связи. В частности, снизят убыточность сельской телефонной связи. Вместе с тем снижение тарифов на международные переговоры повысит конкурентоспособность операторов фиксированной связи.

Аргументация сторонников повышения цен заключается в том, что местная связь сегодня убыточна. В том числе и для “Укртелекома”, контролирующего 93% рынка стационарной связи страны.  Однако уместно напомнить, что за прошлый год компания получила 519 млн грн чистой прибыли (в позапрошлом — 896 млн грн). Так получается потому, что потери от местных переговоров с лихвой покрываются доходами от международной связи. Сейчас тарифы пытаются “подровнять”. С одной стороны, вроде логично. Однако не стоит забывать о социальной составляющей. Ведь подобное перераспределение тарифной нагрузки ударит в первую очередь по беднейшим слоям населения (в первую очередь по пенсионерам), которые международной связью, как правило, не пользуются вообще, да и междугородней — крайне редко.

Но зачем государственной компании (около 93% акций “Укртелекома” принадлежит государству, остальное — работникам предприятия), рыночное положение которой незыблемо, а рентабельность и без того весьма высока, эти тарифные “перераспределения”, ведущие к увеличению прибыли до неприличия? Ответ может заключаться лишь в одном — власти готовят предприятие к приватизации. Для этого всеми силами увеличивают его инвестиционную привлекательность. Разумеется, за счет рядовых потребителей его услуг.