№ 201 от 01 ноября 2008 г.

Юпитер не прав

Юпитер не прав

Что греха таить: все мы кричим на своих детей, хоть и знаем, что лучше этого не делать. Но кричим, а потом раскаиваемся... Своими размышлениями по этому поводу делится жительница Фастова, мама двух детей.

Среда, 13 февраля

НИКОГДА не прощу себе, что не сдержалась и накричала, а потом и отлупила своего Даньку, которому тогда было пять лет. Мы пришли из садика, я торопилась приготовить ужин, покормить его и мужа. Очень устала после работы. А надо было еще посидеть над отчетом. Был конец месяца, и требовалось его срочно сдавать. Настроение было тяжелое еще и потому, что накануне начальница сделала мне выговор. Словом, мне предстояла бессонная ночь, поэтому и спешила.

А сын, как назло, решил побаловаться. Не слушался, ничего не выполнял. Ну, я и сорвалась. До сих пор помню его глаза, полные слез и непонимания. Такая сцена у нас с ним произошла впервые.

Позже мне попалась на глаза знаменитая фраза древнегреческого писателя Лукиана. Он описывает спор между Прометеем и Зевсом, или римским Юпитером. Когда последний разгневался, не в силах переубедить Прометея, то схватил громовую стрелу, чтобы метнуть в него молнию . А Прометей сказал: “Ты берешься за молнию вместо ответа — значит ты не прав”.

Вот и я в тот вечер была как Юпитер: сердилась, кричала и была не права. Сама виновата — мне не удалось мирным путем переубедить ребенка перестать баловаться. И мои гневные эмоции в ответ на его веселое настроение, на его желание просто подурачиться, поиграть были не к месту.

Что вынес из этого случая мальчик? Если человек сердит, значит, вполне допустимо повышать голос и даже распускать руки. Вот какой урок я ему преподала. А дети моментально впитывают все, как губка.

На днях слышала по телевизору, что на детей вообще нельзя кричать. Как установили ученые, у них от этого образуются отрицательные изменения в головном мозге!

Но как же “правильно ругать” сына или дочку за их плохое поведение, непослушание? Ведь бывает, что ведут себя просто возмутительно. Приструнить их обязательно надо, но не окриком. Редко кому из взрослых удается сдержаться в таких случаях. Но тот, кто владеет собой, в выигрыше. Удается спокойно объяснить малышу, что он поступил плохо.

Моя младшая дочка Катя, например, любила подолгу плескаться в ванной. Ныряет там, плавает, бросается в воду с размаха. И, конечно, на полу лужи. Сколько раз просила ее этого не делать — результат ноль. Наконец я придумала.

— А ты знаешь, что в ванной вообще нельзя брызгаться?

— Почему?

— Во-первых, это не речка. Во-вторых, на полу образуется грязь, потом ее надо вытирать. Кроме того, тут можно поскользнутся, удариться.

Девочка продолжала слушать меня и бить рукой по воде. Брызги попали мне на лицо и блузу. Я рассердилась, хотела шлепнуть ее, но чудом сдержалась.

— Если не перестанешь сейчас же, — тихо сказала я, — ни в какую “рыбку” больше играть не сможешь.

— Почему это?

— Я всегда буду тебя купать сама и под душем.

Это ребенка очень расстроило. Она надулась. И тут я предложила ей альтернативу:

— Можешь поиграть с водой, когда вый­дешь из ванной. Я дам тебе небольшой тазик и детскую кастрюлю, переливай воду сколько хочешь.

Такая перспектива Катьку очень устроила. Она мигом выскочила из ванной и... растянулась на мокром полу. Это был окончательный и очень весомый аргумент в мою пользу. С тех пор пол в ванной у меня почти всегда сухой. Небольшие и неизбежные при мытье капли я разрешила Кате вытирать шваброй. Теперь она хватает ее во всех нужных и ненужных случаях и трет пол на кухне после того, как я приготовлю обед, или в коридоре, убирая принесенный обувью и растаявший снег.

Пятница, 5 сентября

– Даня, но я же просила тебя вынести мусор! — сказала сыну, который за весь день так и не удосужился выполнить мое поручение.

— Я забыл, — оправдывался мальчик.

Да это “забыл” у него как спасительная уловка! И упреки, что он молодой и не должен ничего забывать, что очень нехорошо наплевательски относиться к просьбам родителей, на него не действовали. Как быть? И тогда я вспомнила своих отца и мать, которые очень удачно находили выход в подобных ситуациях.

Когда я и младшая сестра были подростками, мы, конечно, не очень-то рвались выполнять домашние дела. Родители целый день на работе, а мы назовем в дом одноклассников и включаем во всю музыку. Соседи не раз жаловались на шум. Ну и, ясное дело, все поручения выполнять мы с сестрой просто забывали.

Однажды пришли домой после школы, а на стене кухни — записка и смешные рисунки. Вот я тащу из овощного картошку и одна картофелина упала на дорогу. Вот сестра моет пол. Эти картинки-приказы стали появляться каждый день. Как уж тут забудешь что-то сделать!

— Слушай, а давай и мы будем родителям рисовать то, что сделали! — предложила сестра.

Мне идея очень понравилась, и мы с упоением изображали в картинках нашу послешкольную жизнь. А я потом стала писать на бумажках примеры. Нам дали на продукты такую-то сумму, хлеб, молоко, масло стоили столько-то, какая должна быть сдача? Деньги считал папа. А мы проверяли его ответ с суммой, которая осталась у нас в кошельке.

Теперь, вспоминая это, я понимаю, что родители убивали сразу трех зайцев. Мы и маме помогали по хозяйству, и сами приучались к порядку, и учились считать и экономить деньги, выбирая в магазине товар подешевле, но не хуже качеством.

Этот метод я стала использовать и с Данькой. Он сразу почувствовал себя взрослым, очень ответственным и даже начал учить кое-чему младшую Катюшку.

Только сейчас смотреть кино zkd всем и каждому.