№ 199 от 30 октября 2008 г.

Хочу посоветовать Гамлету

Хочу  посоветовать  Гамлету

Невеселые времена переживал Одесский русский драматический театр до того, как пять лет назад его возглавил Александр Копайгора. Человек он в городе известный: бывший кавээнщик, работал заместителем директора Одесского театра оперы и балета, руководителем Одесского украинского театра имени Василько. Довольно быстро Александру Евгеньевичу удалось переломить ситуацию и вернуть коллективу веру в успех.

 

 

– МНЕ, пожалуй, легче будет списать все сложности на продолжительный ремонт театрального здания, — говорит заслуженный работник культуры Украины Александр Копайгора. — Из-за неудобств коллектив начал терять зрителя. Уходили и актеры. Когда я в 2003 году возглавил театр, в труппе оставалось 28 человек.

— Каким же образом, Александр Евгеньевич, вам удалось улучшить положение?

— Прежде всего решили пересмотреть репертуар. И сразу обозначилась серьезная проблема: не было молодых артистов. Дважды помогал нам с пополнением Днепропетровский театральный колледж. Постепенно набрали 18 человек. И сегодня театр уже стал полноценным. Правда, когда ставим масштабные спектакли, мюзиклы, приглашаем со стороны молодежь, которая участвует в массовках. Сейчас, к 130-летнему юбилею театра городские власти дали нам трехкомнатную квартиру для молодых артистов.

Удобным оказался для зрителей и перенос начала спектаклей с 18 часов на 19. А это значит, что в будние дни люди после работы успевают в театр. Да и для студентов это время оказалось удобным. Мне приятно, что значительную часть зрителей теперь составляют молодые люди.

— А в чем заключается режиссерский эксперимент, которому завидуют руководители других украинских театров?

— Мы наладили постоянное сотрудничество с тремя известными и абсолютно разными московскими режиссерами — Сергеем Голомазовым, Алексеем Литвиным и Алексеем Гирбой. Первый — ученик Гончарова, второй — Хейфеца, третий — Захарова. К тому же они не только представляют серьезные театральные школы, но сами преподают в Российской академии театрального искусства. И когда подбирают репертуар для нашего театра, то уже предполагают, кто будет занят в спектаклях, так как хорошо знают наших актеров и проводят с ними мастер-классы. Параллельно приглашаем и других режиссеров. Каждый из них  невольно вступает в негласное соревнование с московскими мэтрами и стремится показать все, на что способен.

— Почему ваш театр начали называть авторским?

— Это значит, что мы беремся за такие произведения, у которых еще не было инсценировок. Если же инсценировки были, то делаем свою версию. Так, план создания спектакля “Человек, который смеется” по одноименному роману Виктора Гюго вынашивался у нас на протяжении почти трех лет. Больше года режиссер Алексей Литвин работал над собственной авторской инсценировкой романа, изучением эпохи, в которой действуют герои. А нынешней весной мы приступили к репетициям, созданию костюмов и декораций. И вот уже с аншлагом идут премьерные спектакли.

Когда решили, например, ставить “Пиковую даму”, тоже сделали свою версию. Подготовил ее режиссер Алексей Гирба. И, конечно же, зрителя привлекает свой взгляд, свое отношение театра к известному произведению.

— Я знаю, что некоторые зрители сегодня с удовольствием ходят на полюбившиеся им спектакли по нескольку раз.

— Бывают и совсем невероятные примеры. У нас есть зрители, которые смотрели спектакль “Вий” более сорока раз. Причем такие любители театра не просто ходят на спектакли, но и активно участвуют в работе нашего сайта. Они высказывают свое мнение о том, как артисты справились сегодня со своими ролями. В общем, не позволяют расхолаживаться ни постановщикам, ни артистам. А какая полемика завязалась на сайте, когда мы поместили на нем распределение ролей спектакля “Гамлет”. Нам приятно, что зрители стремятся принять активное участие и в распределении ролей. А в нынешнем году мы их обрадовали пятью премьерами.

Одесса.