№ 66 от 12 мая 2006 г.

РЕФОРМИРОВАТЬ ИЛИ РАЗВАЛИВАТЬ...

В МИД Грузии, сообщил глава этого ведомства Гела Бежуа­швили, уже начались консультации с украинской делегацией о последствиях возможного выхода Тбилиси из состава СНГ. “В СНГ есть страны, с которыми у нас имеются стратегические отношения. Всем ясно, что эта организация уже давно неэффективна, и поэтому мы серьезно относимся к вопросу о выходе из СНГ”, — отметил министр, не исключая при этом, что выход из СНГ может осложнить грузино-российские отношения.

Тем временем, не откладывая дело в долгий ящик, российское правительство начало прорабатывать вопрос о ликвидации льгот, которые имеют Грузия и Украина в рамках СНГ. “В связи с заявлениями руководства Грузии и Украины о возможности выхода этих стран из СНГ в правительстве прорабатывается вопрос о ликвидации различного рода преференций, которые имеют эти государства в рамках СНГ, — поведал источник в российском правительстве. — Не­сомненно, пересмотру со стороны России в таком случае будут подлежать многие соглашения и договоренности, заключенные на площадке СНГ, в том числе и в социальной сфере”, — отметил источник в правительстве.

— Мы разочарованы, что СНГ все больше теряет привлекательность тем, что из структуры, которая занимается делом, становится структурой, которая занимается разговорами, — считает первый заместительглавы МИД Украины Владимир Огрызко.

По его словам, президент Украины Ющенко вносил пять конкретных предложений в рамках СНГ, но ни одно из них не получило развития. Тем временем Евросоюз, скорее всего, не готов к интеграции с Украиной. Во всяком случае, ни один из европейских политиков до сих пор не назвал даже приблизительной даты вступления Киева в ЕС. Мало того, европейские политики просили даже не спрашивать об этом на официальном уровне, чтобы не получить отказ.

Многим экспертам приходится теряться в догадках, зачем Украине срочно понадобилось выходить из СНГ. Что и кому она хочет доказать этим шагом? Тем более что, выражая недовольство работой структур СНГ, Огрызко продемонстрировал полное незнание уставных целей Содружества независимых государств, которые, в первую очередь, ориентированы именно на решение социально-экономических проблем населения входящих в него стран-участниц. Его поддержал и руководитель Главной службы внешней политики секретариата президента Украины Константин Тимошенко, по словам которого, в конечном счете, все будет зависеть от результатов выполнения различных соглашений, заключенных в рамках СНГ. А вот как комментирует заявление руководителя службы внешней политики секретариата президента Украины заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин:

— Никто в украинской власти (кроме президента) не обладает необходимой легитимностью для принятия такого решения. А Ющенко прямо не заявлял о выходе из СНГ. Более того, он сам находится сейчас в подвешенном состоянии и не сможет обойти Верховную Раду в принятии такого важного решения. Если говорить о последствиях такого решения (если оно все же будет принято), то, конечно, определенную путаницу в жизнь Содружества это внесет. Небольшая Грузия может выйти из СНГ только за счет очень неприятных для себя последствий. А в Украине может воцариться полный хаос, потому что многие договоры, относящиеся к повседневной жизни людей, заключены в рамках СНГ. Тогда Украине придется перезаключать эти договоры со всеми странами СНГ на двусторонней основе. Это будет очень длительный процесс... На мой взгляд, заявление господина Тимошенко является лишь элементом внутриполитической борьбы.

Как считает известный украинский политолог Виктор Небоженко, Россия только выиграет от выхода Грузии и Украины из СНГ, поскольку Кремль не способен собственными руками уничтожить Содружество:

— Россию больше других тяготит СНГ, мешая ей развернуть мощный и достаточно интересный проект Единого экономического пространства (ЕЭП). Не имея возможности “разобраться” с СНГ своими руками, Кремль отдает роль “могильщиков” другим геополитическим субъектам, и желательно  аутсайдерам. Поэтому то, что делает сегодня Саакашвили, воспринимается в Москве правильно, с острой и негативной реакцией вовне, однако на самом деле действия президента Грузии... идут во благо РФ, — считает политолог.

Определенный интерес представляет и мнение председателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, который уверен, что и Грузия, и Украина больше выиграют, чем проиграют, оставшись в СНГ. На его взгляд, если все-таки какой-либо из нынешних членов СНГ решится на выход из этой структуры, то это решение будет, безусловно, носить политический, а не прагматичный характер, и оно не создаст никаких новых возможностей для развития, в то время как новые проблемы, безусловно, возникнут.

— Нет сомнений, что и Украина, и Грузия при таком развитии событий вряд ли смогут последовательно и легко решать свои проблемы без сотрудничества с Россией. Уже поэтому можно говорить о том, что подобные решения не будут отвечать интересам народов этих стран, — утверждает Косачев.

Вчера по инициативе России в Минске началось заседание группы высокого уровня, посвященное направлениям реформирования Содружества Независимых Государств (СНГ).

Украину на заседании представляет Владимир Горбулин. Он попробует убедить участников СНГ в необходимости создать зону свободной торговли. В противном случае, как заявил накануне МИД Украины, Киев не видит смысла в членстве в Содружестве.