№ 196 от 25 октября 2008 г.

Мир возвращается к Карлу Марксу

Мир  возвращается к  Карлу  Марксу

Апологеты капитализма любое явление, как и товар, оборачивают в красивую обертку. Вот и кризисы, самые характерные свидетельства бесчеловечной сути империализма, преподносят обществу не только как неизбежность якобы циклического развития экономики, но и как великое благо. Дескать, если вы остались без работы, то сможете больше проводить времени с детьми. И тому подобную чушь.

 

 

У защитников капитала даже не принято употреблять слова “капитализм” или “империализм”. Когда народу становится совсем худо, буржуазные аналитики пускаются в пространные рассуждения о том, что на протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, которых невозможно избежать. Так как рано или поздно случаются спады производства, приводящие к скоплению нереализованных товаров на рынке, падению цен, крушению систем взаимных расчетов, краху банковских систем, разорению промышленных и торговых фирм и, естественно, к скачкам безработицы.

Трудящимся нынешней, якобы независимой Украины уже не раз приходилось сталкиваться с различными “прелестями” кризисных явлений. Если мировая система капитализма за два с половиной века основательно сотрясалась не менее десятка раз, то наша, которой и название подобрать трудно (что-то наподобие дикого капитализма), существует от одного кризиса до другого, то плавно, то резко перетекающего в более острую форму беспредела. Но почти никто из нас не замечал, чтобы какая-то группа товаров или вид услуг падали в цене, кроме труда простого человека. Исключение составляют разве что взаимоотношения между сельхозпроизводителем и посредником, продвигающим плоды его труда на рынок. Но это исключение лишь подтверждает правило, что в таком обществе труженик всегда будет не прав и всегда обделен.

Характерно, что западная церковь, в частности католическая, всегда прикрывавшая эксплуататорскую сущность толстосумов, на этот раз не выдержала. Как заявил глава Папского совета по миру и справедливости кардинал Ренато Мартино, причиной мирового финансового кризиса является алчность и “желание иметь как можно больше”. Кардинал Мартино откровенно признает, что любой мировой кризис в первую очередь “наносит удар по наиболее слабым, потому что они могут рассчитывать лишь на малые ресурсы. Именно для них кризис будет иметь наиболее серьезные последствия”.

В специальной буржуазной литературе экономический кризис характеризуется как нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Однако для нас куда важнее выводы Карла Маркса, который первым открыл, что экономическое противоречие между пролетариатом и буржуазией обострялось в самые благополучные периоды капиталистического развития, когда повышение жизненного уровня известных, иногда широких слоев трудящихся маскировало для поверхностного взгляда уменьшение доли пролетариата в национальном доходе. Не в этом ли суть кризиса? “Накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопления нищеты, муки труда, рабства, невежества, одичания и моральной деградации на противоположном полюсе, то есть на стороне класса, который производит свой собственный продукт, как капитал”, — писал Маркс еще в середине ХІХ века. Нынешняя нищета человека, продающего свой труд работодателю, прикрывается попсовой культурой и дешевыми товарами, навязываемыми культом потребления.

Одним из приводных ремней “индустриального мира” считается конкуренция. Но еще Маркс признал, что, толкая вперед развитие техники, конкуренция постепенно пожирает не только промежуточные слои, но и самое себя. Над трупами и полутрупами мелких и средних капиталистов поднимается все меньшее число все более могущественных капиталистических владык. Из “честной”, “демократической”, “прогрессивной” конкуренции неотвратимо вырастает вредная, паразитическая, реакционная монополия. Ее господство, сложившееся к 80-м годам XIX столетия, окончательно победило на рубеже прошлого и нынешнего веков.

А разве не знакомы нам те фокусы, при помощи которых современные капиталисты и их адвокаты всячески стремятся скрыть подлинные размеры концентрации богатств от глаз народа, как и от глаз налоговой инспекции? Тем же занимались их деды и прадеды. Вопреки очевидности, буржуазная пресса все еще пытается поддержать иллюзию “демократического” распределения капиталов. И кризисные обвалы тут очень даже кстати.

Как пишет Financial Times, в Германии резко возросли продажи “Капитала” Маркса. “В этом сезоне философ, ставивший своей задачей раскрыть двигательные механизмы современного общества, в моде. Газета напоминает, что недавно за чтением “Капитала” сфотографировали президента Франции Николя Саркози, а германский министр финансов Пэр Штайнбрюк высказался в том смысле, что “некоторые положения Маркса совсем неплохи”. Возвращаясь к церкви, следует отметить, что и нынешний Папа похвалил “отменные аналитические способности” основоположника марксизма. В свою очередь, Times пишет, что директор музея Маркса в Трире уже запустил в производство кинофильм по “Капиталу”.

Трудно сказать, как обстоят дела с томами “Капитала” в Украине в связи с почти полной кончиной книгоиздания. Но в России, вслед за европейцами, к произведению Маркса потянулись жители многих городов.

“Капитал” в России практически не издавался уже долгие годы, а во многих библио­теках, особенно студенческих, он оказался изъятым. Руководители книжных магазинов уже ведут переговоры с издательствами, чтобы удовлетворить спрос россиян. Вполне “по-капиталистически”: есть спрос — будет и предложение. А о самих технологиях, применяемых для провокации кризисов, мы расскажем в следующих публикациях.