№ 192 от 21 октября 2008 г.

Шаг навстречу друг другу

Шаг  навстречу  друг  другу

Нехватка квалифицированных рабочих на производстве остается одной из острейших проблем. Сегодня наша беседа с заместителем начальника управления образования и науки Киевской областной госадминистрации Игорем Лысенко.

 

– Игорь Эдуардович, каких специалис­тов выпускают ваши профтехучилища?

— В Киевской области не одно магистральное направление, хотя она традиционно сельскохозяйственная. Из всех училищ лишь восемь считаются аграрными. Но почти в каждом есть профессии другого направления. В Березани, например, аграрный лицей готовит трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, слесарей-ремонтников, водителей, поваров, продавцов. В целом в области идет подготовка рабочих для промышленности, строительства, сельского хозяйства, сферы обслуживания. Ежегодно выпускаем до пяти тысяч человек. Столько же принимаем. Стараемся выполнять госзаказ, хотя с каждым годом это становится все сложнее. Сказывается демографическая ситуация, перекос приоритетов в сознании детей, а скорее, их родителей, которые стремятся устроить ребенка в вуз. А рынок дипломированных специалистов уже перенасыщен по ряду специальностей. Все вместе это приводит к тому, что привлекательность рабочих профессий снижается. Хотя человек, имеющий высокий разряд и хорошее рабочее место, материально лучше обеспечен, чем тот, кто окончил вуз. Наша задача — рассказывать школьникам о преимуществах обучения у нас.

— В чем они?

— Бесплатное обучение и питание, сиротам выдается бесплатная одежда, различный инвентарь, все ученики получают стипендию.

— Независимо от успеваемости?

— Да. Здесь, конечно, есть моральный аспект: стипендию надо “заработать”. Однако нашего стипендиального фонда хватает на всех, а для заинтересованности в учебе имеются другие способы. И потом, мы предлагаем детям широкий выбор профессий.

Особенность системы проф­техобразования и в том, что свой “товар” для заводов и фабрик она готовит за государственный счет. Правда, его качество не всегда удовлетворяет “покупателей”. Предлагаем рабочих с одним разрядом, а производству нужны с более высоким. Но чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста, требуется иная материально-техническая база училищ. А она по всей стране давно не обновлялась.

Возьмем капитальный ремонт. В год одно училище получает по 35-40 тысяч гривен. Это мало. Мы вынуждены выбирать самые болезненные точки и общую сумму направлять в одно училище, в следующем году — в другое. Правда, это не исправляет ситуацию. Один из выходов — привлечь работодателей.

— А как их можно заинтересовать?

— По идее они сами должны быть заинтересованы в нас. Я понимаю их логику: мы платим налоги, государство содержит профтехучилища, следовательно, мы сделали все, чтобы получить готового специалиста. Но сами-то училища при этом попадают в патовую ситуацию. Если работодатель уплатил налоги, это автоматически не означает, что подготовлен классный рабочий. Нужно вкладывать деньги в конкретное училище под заказ. Что массово не наблюдается, хотя училища и работают по прямым договорам с предприятиями. Но их доля вложений не решающая.

— Не имеют возможности или не хотят?

— Пока доминирует такое настроение: специалиста можно получить и бесплатно. Пусть основная финансовая нагрузка ложится на ПТУ, а мы обойдемся “малой кровью”. Но работодатели должны помнить, что только мастер-ас может подготовить классного специалиста. И потому надо молиться на тех мастеров производственного обучения, которые не уходят на более хлебные места. Долго это вряд ли протянется, потому что кадры стареют, молодежь не идет в преподаватели и мастера. Хотя в последнее время сдвиги есть. Сегодня мы процента на 92 укомплектованы преподавателями специальных и общеобразовательных дисциплин. Но мастеров имеем лишь 86-90 процентов от необходимого. Надеемся, поможет постановление Кабинета министров о том, что работникам предприятий, которые перешли на должности мастеров производственного обучения в ПТУ, производственный стаж засчитывается как педагогический. Этого раньше не было, и человек терял в зарплате.

— Может, работодателей как-то силой привлекать?

— Силовые методы не подходят. Есть закон о первом рабочем месте, но он по большому счету не выполняется. И никак не удается заставить предпринимателя, чтобы он дал социальный пакет с гарантией на первое рабочее место. Да, у предпринимателей железные аргументы, чтобы не платить за обучение специалистов. А с другой стороны — всюду нехватка рабочих. И если гора не идет к Магомету, Магомет должен идти к горе. Давайте и мы будем двигаться навстречу друг другу. Система профтеобразования может подготовить кого угодно и кому угодно. Для этого нам нужно немного: помощь деньгами, договора и долгосрочные отношения.

— Да, проблем у вас хватает.

— Технические — на самом виду. А как хочется, чтобы везде было тепло, крыши не протекали, стояли новые станки. На это мы тратим много времени, отвлекаясь от главного — обучения и воспитания. Если учесть, что наши ученики в основном из социально незащищенных семей, требующие немалых педагогических усилий (одних только сирот ежегодно поступает 200-250), то забот хоть отбавляй. Радует, что воспитательная работа поставлена неплохо. В этом году принимали участников Всеукраинского семинара по морально-правовому воспитанию учащихся системы профтехобразования. От Министерства образования получили благодарность за то, что умеем и достигли. Но все было бы намного эффективнее, если бы не материально-технические проблемы. Если денег не хватает на ремонт, то мало их и на воспитательную работу, на призы и книги для детей, поездки и все остальное.

Но коллективы стараются. В Белой Церкви есть высшее профессиональное училище № 9, где директор Николай Алексеевич Билан. Оно давно сотрудничает с Белоцерковским шинным заводом, ныне ЗАО “Росава”, полностью обеспечивает его кадрами. Белоцерковское высшее профессиональное училище строительства и сервиса (директор Александр Николаевич Тильной) имеет два отделения — торгово-кулинарное и строительное. Тоже очень сильный коллектив. Катюжанское высшее профессиональное училище Выш­городского района — одно из лучших в Украине. Готовит трактористов, и на всеукраинских конкурсах профессионального мастерства его ребята получают призовые места. Руководит училищем Руслан Михайлович Недашковский. Это единственное из аграрных училищ, которое находится в селе. Все остальные — в райцентрах. В свое время училище было на грани закрытия, а Недашковский пришел и сказал: “Хочу быть здесь директором, училище подниму”. Его назначили, и он вывел заведение в лучшие. У них есть своя пекарня, теплицы, страусиная и свиноферма. Ученики самостоятельно занимаются организацией питания, обрабатывают землю. Здешние почвы — песчаник. Тем не менее у Недашковского урожайность выше, нежели в соседних специализированных хозяйствах.

— Это просто чудо!

— Хорошо развивается Переяслав-Хмельницкий центр проф­техобразования. Директор тут Николай Петрович Лопата. Готовят аграрников по повышенным разрядам. Добрые слова хочется сказать и о Ракитнянском профессиональном лицее, которым руководит Михаил Алексеевич Машкин. Училище разнопрофильное: сварщики, столяры, повара, официанты. Оно — гордость района, его интеллектуальный центр.

Наши образовательные инициативы поддерживаются губернатором и облгосадминистрацией. Недавно облсовет принял Комплексную программу развития образования до 2012 года. В нее мы внесли и вопросы финансирования. В Бюджетном кодексе есть статья 85, пункт 2 которой допускает, что профтех­училища, помимо госбюджета, могут финансироваться и из областного бюджета в случае перевыполнения его доходной части. Киевская область имеет перевыполнение, и мы надеемся, что получим такую поддержку. Не откажемся и от помощи предприятий.