№ 65 от 11 мая 2006 г.

ЛЮБИТЬ «ПО-ОРАНЖЕВОМУ»

Завершено производство украинского фильма «Orangelove» («Оранжевая любовь»), премьера которого состоится на Каннском кинофестивале.

КАННСКИЙ фестиваль будет проходить с 17 по 28 мая. Планировалось, что фильм примет участие в конкурсе режиссеров-дебютантов с режиссерским жюри (Directors Fortnight) и с жюри критиков (Critics Fortnight). Ленту сняли с конкурса за три дня до завершения приема заявок. Перед съемочной группой возникла дилемма: пускать фильм на конкурс в недоработанном варианте (не завершены звук и компьютерная графика) или доработать до конца на 100%. Режиссер Алан Бадоев и продюсеры трезво подошли к этому вопросу и решили, что их ребенок должен быть совершенным, поэтому отозвали свою заявку.

Когда продюсер Владимир Хорунжий написал по электронной почте приемной комиссии, что они снимают фильм с конкурса, представительница комиссии была шокирована. Ведь биография Алана Бадоева, его творческое кредо, работа над фильмом, где он был режиссером, соавтором сценария, главным монтажером, полностью отвечала их параметрам участников-дебютантов. Однако у приемной комиссии вообще отсутствует воображение. Жюри нельзя объяснить, что “здесь должен быть такой-то звук, а там такой-то спецэффект”. Поэтому они смотрят лишь завершенные ленты.

Однако Каннский кинофестиваль имеет две составляющие. И кроме престижного конкурса фильмов, это большая киноярмарка, вторая по значению после лос-анджелесской. Потому “Orangelove” все-таки будет представлен в Каннах вне конкурса — на киноярмарке. Туда приезжают баеры (покупатели фильмов) из 160 стран мира. Один из просмотров картины будет для них. Еще два — для кинокритиков и журналистов. Все три показа пройдут 20 и 22 мая в кинотеатре “Олимпия”.

На Каннской киноярмарке ленту будет представлять фирма DDA — самая известная PR-компания, которая существует уже четверть века и в этом году презентует такие картины, как “Основной инстинкт-2” и “Код да Винчи”. Ее владелец Денис Девидсон, посмотрев 7-минутную презентацию “Orangelove”, предложил свои услуги. Об этом съемочная группа узнала в Праге, где дорабатывала звук, через два дня после отзыва  заявки с конкурса.

— Я знаю Дениса 20 лет, — говорит продюсер Владимир Хорунжий. — Он маленькие картины никогда не “пиарил”. Занимался “терминаторами”, “кинг конгами”... Он скептически отнесся к моему предложению посмотреть промо фильма. Увидев презентацию, в восторге заявил, что будет представлять “Orangelove” и в Каннах, и в Торонто, и в Венеции, и на других фестивалях.

Съемочная группа надеется 10 мая уже получить первую копию фильма. Длятся переговоры о российской дистрибуции. За право быть прокатчиками конкурируют две большие компании. Ориентировочная дата премьеры в СНГ — 16 сентября. Владимир Хорунжий хочет одновременно презентовать ленту и в Украине, и в России, и, если сложится, в США.

Производство фильма проходило в пяти странах: Украине, Чехии, Польше, России, США. Дело в том, что в нашей стране отсутствует необходимая техническая база. Кстати, из-за этого и не успели закончить ленту к представлению на Каннский конкурс. Алан Бадоев часто контролировал фазы производства по телефону. Из Праги, где он обрабатывал цвет, по телефону объяснял композитору из США: “Здесь нота должна быть, будто на рояле играет старая дрожащая рука”.

Снимали картину в Киеве меньше месяца. Но это была лишь треть работы. Съемочная группа работала по голливудской схеме с тремя фазами производства: пре-продакшн, съемки, постпродакшн. Как раз последний этап проходил за рубежом. Команда уложилась в бюджет (3,6 миллиона долларов), почти уложилась в сроки. Владимир Хорунжий говорит, что их группа отбросила советскую технологию “давайте начнем, а там — посмотрим”. Работали строго по плану.

Команда позиционирует свой фильм как украинский независимый. Все творческие единицы были украинскими, кроме линейного режиссера, одного из продюсеров и помощника режиссера. А средний возраст съемочной группы — 26 лет. Оператор ленты — Ярослав Пилонский, давний товарищ и коллега Алана Бадоева.

Музыку к фильму написал американский композитор югославского происхождения Жалько Морасевич. А автор главной музыкальной темы — украинская группа “Esthetic Education”. Вскоре саундтрек “Orangelove” выпустят на дисках. В июле продюсеры фильма хотят провести серию концертов по Украине, где будут выступать музыканты, которые писали звуковую дорожку фильма.

Больше всего возмущает поборников украинского кинематографа тот факт, что главную мужскую роль отдали молодому российскому актеру Алексею Чадову (“9 рота”, “Дневной дозор”). Алан Бадоев в который раз объясняет, что этого требовал сценарий. Парень должен быть чужим в Киеве, чужим в Украине. А девушка должна  стать для него внутренним гидом. По словам режиссера, Алексей очень похож в жизни на своего персонажа Рому.

Для актрисы Ольги Макеевой “Orangelove” — первая проба в кино. До этого она была моделью, снималась в клипах (“Без боя” группы “Океан Эльзы”). Ей это определенным образом мешало на съемках. Модели хотят быть красивыми, а здесь она должна быть естественной, вторую половину фильма вообще снималась без грима. Выбирая главную героиню, Алан Бадоев на кастинге лично пересмотрел 2000 девушек. Лицо Ольги сразу заворожило режиссера своими особенностями — прожилками, веснушками, тонкими чертами, как на итальянских фресках.

По словам Алана Бадоева, на съемках господствовал идеальный баланс между профессиональным актером Алексеем и непрофессиональной актрисой Ольгой.

— Леша и я помогали Оле. Мы вытягивали из нее то, что нужно, — говорит режиссер. — Мы искали девушку “не от мира сего”. Она — виолончель (по фильму Ольга — киевская виолончелистка), он — ритм (персонаж Алексея — московский фотограф). Мы искали натуру, в которой ничего не нужно было менять.

Самым тяжелым было создать контакт между партнерами на съемочной площадке. В фильме много интимных сцен, интимных разговоров. Ольга, конечно, сначала стеснялась перед “звездой”. Заданием съемочной группы было сделать актеров близкими тактильно. Для этого приглашали девушку-йога, которая занималась с актерами, ставила им пластику.

Жанр Orangelove — драма, драматические моменты пришлось пережить и актерам. Для Ольги психологически сложной оказалась финальная сцена. Во время одного из дублей она потеряла сознание от душевного перенапряжения. Для Алексея непростым был момент, который снимали на крыше гостиницы “Лыбидь”. Дело в том, что Чадов очень боится высоты, но все трюки в фильме он делал самостоятельно. На крыше он попросил, чтобы поставили музыку Цоя, и под это сопровождение сыграл свою сцену. Не удалось избежать и травм: во время съемок драки Алексею выбили плечо. Но на следующее утро он уже был в строю и опять работал на площадке.

Режиссер настаивает на том, что “оранжевая любовь” — это определенное ощущение чувств. В который раз ему придется опровергать связь ленты с оранжевой революцией. По его словам, это лишь событие, которое происходит за окнами квартиры героев и проходит мимо них. Никаких упоминаний о революции в фильме нет.

По мнению Владимира Хорунжего, главная проблема неумения рассказать историю фильма заключается в несовершенстве сценария. Он заверяет, что в “Orangelove” сценарий идеален. Алан Бадоев как монтажер вписал в сценарий даже монтаж. Как режиссер, видя готовую картинку в воображении, он дописывал и прописывал каждую сцену.

Продюсер не скрывает, что его главная цель — коммерческий успех фильма. “Но при этом — хорошего фильма”, — добавляет Алан Бадоев. Режиссер настолько позитивно настроен, что не готовится к провалу. По его словам, он уже столько взял от фильма, что это большой шаг в жизни. Как провал картину можно расценить лишь в случае, если недостаточное количество людей увидит ленту, потому что  киноистория достойна того, чтобы ее увидели зрители. По крайней мере, друзей, родственников и коллег-профессионалов, на которых тестировали фильм в процессе производства, история не оставила безразличными.