№ 181 от 02 октября 2008 г.

Царь Давид

Царь  Давид

Тридцатого сентября исполнилось 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Давида Ойстраха — великого музыканта ХХ столетия, непревзойденного скрипача, замечательного альтиста, дирижера, прирожденного педагога, которого в музыкальных кругах почтительно называли царем Давидом. “Играть с Ойстрахом в концертах, — писал Евгений Светланов, — было высочайшим творческим наслаждением. Мудрая простота, удивительное равновесие эмоционального и рационального, безупречный вкус и исчерпывающее понимание музыки всех стилей и эпох делали выступления с ним незабываемыми праздниками”.

Укрощение  скрипки

РОДИЛСЯ Давид Ойстрах в 1908 году в семье одесского купца второй гильдии. С пяти лет занимался игрой на скрипке и альте у профессора Петра Столярского. В своей автобиографии вспоминал: “Мне было три с половиной года, когда отец, владевший скрипкой и мандолиной, принес в дом игрушечную скрипочку. Играя на ней, я воображал себя уличным музыкантом... Часто бывал в Оперном театре, где в хоре пела моя мать. Самое сильное музыкальное впечатление раннего детства — театральный симфонический оркестр”.

В 1923 году Ойстрах поступает в Одесский музыкально-драматический институт и уже через год выступает с сольными концертами. После серии триумфов на отечественных и международных конкурсах Ойстраха приглашают в Московскую консерваторию. Вскоре он становится профессором, а затем возглавляет кафедру скрипки.

Однако путь к вершинам искусства не был, как может показаться, легкой прогулкой. Творческий дебют музыканта в Москве состоялся, когда ему было 27 лет — возраст, излишне солидный для скрипача-дебютанта. Несмотря на позднее начало, Давид Ойстрах спустя всего несколько лет стал не только первой скрипкой мира, но и тем человеком, чье творчество сыграло исключительную роль в становлении мировой скрипичной школы.

В юношеские годы  Давид Ойстрах поставил перед собой цель — “заставить инструмент резонировать каждой его мельчайшей клеткой, каждой молекулой”. И он добился этого! Ойстрах никогда и никому не подражал, а рядом на музыкальном Олимпе были Фриц Крейслер, Яша Хейфиц, Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Мирон Полякин... Но самые именитые коллеги отдавали ему пальму первенства. “На сцене Ойстрах производит впечатление колосса, — писал Исаак Стерн. — Он крепко стоит на земле, гордо держит скрипку и творит музыку, изливающуюся в бесконечном потоке красоты и изящества”.

У  дирижерского  и  педагогического  пульта

Мечту о дирижерском пульте он вынашивал долгие годы. Первый раз Ойстрах встал за пульт, когда ему уже перевалило за 50. “Я пришел к дирижированию не случайно, это мечта раннего детства, — писал Ойстрах. — Я всегда воспринимал дирижера как мага, чародея, который вызывает к жизни неземные звуки. Мне казалось великим счастьем подчинить себе стихию оркестрового звучания. И при всей моей любви к скрипке, неизменной на всю жизнь, мне хотелось властвовать над теми красками, которые может дать лишь оркестр. Дирижирование для меня больше чем удовольствие. Оно расширяет горизонт, ставит новые задачи, открывает новые миры!”

Одним из первых на планете Давид Ойстрах попробовал одновременно играть на скрипке и дирижировать оркестром, то есть исполнять музыкальные произведения так, когда игра скрипача-солиста является в то же время и указаниями дирижера. Музыкальные эксперименты Ойстраха потрясли искушенных знатоков музыки во всем мире...

Ойстрах — основатель российской скрипичной школы, целая эпоха в музыке. Гениальный скрипач воспитал не одно поколение учеников, среди них Ольга Пархоменко, Лиана Исакадзе, Нина Бейлина, Изабелла Петросян, Валерий Климов, Виктор Данченко, Олег Каган, Гидон Кремер, Олег Крыса и его собственный сын Игорь Ойстрах. В классе Маэстро царил особый микроклимат любви, доверия, уважения и вдохновенного труда. Ойстрах-педагог искренне радовался каждой встрече с истинным талантом и трепетно оберегал творческую индивидуальность своих учеников. К педагогической деятельности относился очень серьезно, полагая, что польза от общения с молодыми музыкантами обоюдная. “Я пытаюсь выполнить свое предназначение художника и  надеюсь еще многим людям открыть богатый мир музыки, который скрашивает будничную жизнь. Для этого и живу”, — так выразил свое творческое кредо великий скрипач.

«Гроссмейстер  смычка»

 

Жизненный и творческий график Давида Ойстраха всегда был чрезвычайно плотен. Для него не существовало понятия “отмена концерта”. Ведь люди купили билеты, и встреча во что бы то ни стало должна состояться! Но его интересы, как это случается у людей искусства, не ограничивались только музыкой. Как истинный одессит, он блестяще рассказывал анекдоты, увлеченно играл в шахматы и теннис, любил читать. А в ноябре 1937 года в Москве в Центральном Доме работников искусств состоялся знаменитый “официальный шахматный матч” между скрипачом Давидом Ойстрахом и композитором Сергеем Прокофьевым: оба музыканта с мировым именем были страстными любителями шахмат. Победу одержал “гроссмейстер смычка”.

Музыке Ойстрах был предан бесконечно. В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал играть и дирижировать. Умер Давид Федорович Ойстрах от сердечного приступа 24 октября 1974 года в Амстердаме через несколько часов после очередного концерта.