№ 177 от 26 сентября 2008 г.

Силовой вариант

Силовой вариант

В условиях острого противостояния президента и премьер-министра в Украине продолжает обсуждаться реальность силовых методов ее разрешения. Такой поворот событий зависит от нескольких факторов.

 

 

Во-первых, от политической воли компетентного руководителя для отдания приказа о захвате власти силой. Во-вторых, от наличия боеготовых специальных подразделений, способных быстро и бескровно выполнить задачу. В-третьих, от убежденности военнослужащих этих подразделений в необходимости выполнения отданного им приказа. В-четвертых, от наличия хотя бы минимальной правовой базы для проведения такой спецоперации. В-пятых, от признания ее необходимости и последующей поддержки большинством населения и международными организациями.

У премьера необходимости прибегать к силе нет. А вот президент в безвыходном положении, поскольку надежд на второй срок никаких, а амбиций, как минимум, на два пожизненных срока. Поэтому в условиях катастрофического падения рейтинга и полного провала своей внешнеполитической деятельности Ющенко вполне может действовать по принципу “либо пан, либо пропал”. Теоретически президент, как Верховный Главнокомандующий, вполне может применить силу для “усмирения” своих политических противников, а вот наличие остальных вышеназванных факторов под большим вопросом.

Использование в этих целях частей спецназа СБУ, Минобороны и Внутренних войск, расположенных как непосредственно в Киеве, так и вне его, маловероятно. Обратите внимание: в письменном приказе Главнокомандующего на силовой захват власти в обязательном порядке должна присутствовать ключевая формулировка: в случае оказания сопротивления (а кто сомневается, что таковое будет?) применять силу, вплоть до открытия огня на поражение. Если такой формулировки не будет, личная ответственность за применение силы и тем более оружия, ляжет на того, кто осмелится их использовать. Я полагаю, у украинских спецназовцев, независимо от их ведомственной принадлежности, хватит ума воспользоваться своим конституционным правом не выполнять преступные приказы. Дураков среди них точно нет.

Кроме того, надо учитывать, что ни Ехануров, ни Наливайченко особым уважением, а тем более доверием среди подчиненных не пользуются. Поэтому их приказы, даже если таковые будут, никто сломя голову выполнять не бросится. А если к тому же через СМИ последуют обращения к военнослужащим с призывом к благоразумию и напоминанием об ответственности за выполнение преступных приказов от авторитетных в украинском обществе людей, никто никуда ничего захватывать тем более не пойдет. Предупредить об ответственности за участие в готовящихся преступных действиях — значит наполовину их сорвать.

Остается еще Управление государственной охраны (УГО), которое охраняет Кабмин и Верховную Раду и, на первый взгляд, запросто может арестовать и тех и других. Однако, по-моему, итог этих действий будет точно таким же, как и в прошлом году при освобождении Генпрокуратуры от ее захвата “орлами” Гелетея. С той только разницей, что если в прошлом году Гелетея выталкивали взашей, как полковника, то в этом выгонят, как генерал-полковника. В договорах с УГО на охрану зданий четко прописано количество людей, количество постов, кто, где и в какое время должен находиться и что делать. К тому же на каждый пост есть соответствующие должностные инструкции. Поэтому в Кабмине и ВР, за исключением периода пересменки, не должно быть ни одного лишнего охранника из УГО, в противном случае уже одно это может быть квалифицировано как попытка захвата, особенно в нынешних условиях противостояния. А то, что планы захвата существуют и УГО в них отводится особая роль, вне всякого сомнения. В этом свете понятно, для чего УГО срочно понадобилось законное право без согласования с МВД брать под охрану тот или иной объект, в том числе объекты, которые охраняет МВД. В СМИ уже давно говорят о намерении Секретариата президента взять под силовой контроль все органы власти страны, а Луценко впервые приоткрыл завесу над одним из конкретных механизмов такого захвата. Потому и реакция на комментарий Луценко была совершенно неадекватной, вплоть до возбуждения службой безопасности уголовного дела в отношении министра внутренних дел. Сразу видно: попал в точку.

Однако тем количеством сотрудников, которые, согласно договору, охраняют здание, УГО ничего не может, кроме как контролировать пропускной режим. Любое привлечение дополнительных сил, даже из числа собственных сотрудников, даст повод не только для требования об освобождении здания от “лишних” людей, но и для обращения к министру внутренних дел с просьбой принять меры по освобождению здания. Тот незамедлительно обязан это сделать, прислав подразделение “Беркута”, поскольку поддержание правопорядка в государстве — прямая функция МВД. При этом “Беркуту” оружия можно даже не выдавать, поскольку ему достаточно просто блокировать здание. С сотрудниками УГО очень быстро разберутся те, кто будет оставаться внутри здания. Особенно в здании Верховной Рады, где запросто наберется сотня народных депутатов, закаленных в битвах за микрофоны, трибуны, электрощитовые. С налета этот вопрос бескровно решить невозможно, а ответственность за пролитую кровь, пусть даже из разбитого носа, будет нести конкретный виновник, которому гораздо проще и безопаснее отдать свой пистолет, чем из него выстрелить. Тем более что правовых оснований для силовых решений нет ни малейших, а общественное мнение, в том числе международное, будет отнюдь не на стороне захватчиков.

Однако, несмотря на то, что на практике силовой захват власти в Киеве нереален, обсуждать его, безусловно, необходимо: хотя бы для того, чтобы захватчики-теоретики хорошо понимали свое уголовное будущее при самых высоких их должностях и званиях в настоящем.