№ 163 от 06 сентября 2008 г.

Директор сельской школы

Директор  сельской  школы

Главное правило успеха очень простое: нужно просто любить дело, которым занимаешься. В этом убеждена Анна Анатольевна Кравченко, директор общеобразовательной школы І-III ступеней села Андреевка Великоновоселковского района Донецкой области, молодой, но успешный руководитель.

Было  чему  удивиться

Сельская школа. И сразу ассоциации: старая, требует капитального ремонта, хронический недокомплект учительского штата. Запущенная сельская школа — логическое продолжение деградации социальной сферы села в независимой Украине. Судя по рассказам селян, именно такой была Андреевская школа три года назад, пока не сменился ее директор. А теперь даже внешне сельская школа выглядит не хуже городских. Что ж, надо непременно познакомиться с директором школы: как видно, это настоящий хозяин. Сказано — сделано.

— Где тут у вас директор? — спрашиваю у сотрудников. — Он на месте?

— Да вот же директор школы, — отвечают. — Видите, разговаривает с педагогом-организатором.

И тут мне пришлось удивляться еще больше. Директором оказалась совсем молодая женщина, больше похожая на своих старших воспитанников, нежели на руководителя солидного коллектива.

— Наверное, вы попали в Андреевку сразу после окончания вуза? — спрашиваю я Анну Кравченко.

— Нет, это уже третье учебное заведение, которым мне приходится руководить, — улыбается она. — До этого была девятилетка в селе Улаклы. А еще раньше — Отрадненская школа, в которой я стала директором уже в двадцатилетнем возрасте.

— Так рано... Видимо, учились заочно?

— Нет, просто попала на экспериментальное отделение Славянского пединститута. Профессию филолога мы освоили за четыре года. По окончании меня сразу направили директором школы в село Отрадное. Конечно, было нелегко начинать с такой должности без опыта работы. Нужно было бы просто учителем поработать, чтобы навыки преподавания приобрести, но получилось иначе. Было сложно, но справилась. В Улаклах мне было уже полегче, ну а Андреевка — вообще мое родное село, здесь я и школу окончила.

— То есть сегодня вы руководите учителями, которые прежде учили вас?

— Приходится... Здесь все отнеслись ко мне с уважением, даже на “ты” никто ни разу не обратился.

Хозяйка

Не только снаружи, но и внутри школа выглядит хорошо: в помещениях чистота, к началу учебного года сделан ремонт. В отличном состоянии стадион и цветочные клумбы, уютные лавочки.

— Где же вы берете средства на все это? — интересуюсь. — Ведь ни для кого не секрет, что образование финансируется у нас еще далеко не по потребностям.

— Стараемся получить любую помощь. В этом году перед нами стояла задача приобрести новый котел для отопления. Средств, выделенных из областного бюджета, оказалось недостаточно, и тогда помогла райгосадминистрация: добавили недостающие 20 тысяч гривен. Так что надеемся на тепло. Нам не отказывают в помощи и местные предприниматели, причем не только те, у которых дети ходят в школу. Я так благодарна за помощь!

Все школьники в течение года получают бесплатное питание. Но с неба эта “манна” не падает, ее ученики зарабатывают честным трудом. Каждую осень педагогический коллектив совместно с учащимися старших классов несколько дней работает в цехе агрофирмы “ММК имени Ильича”, сортируя помидоры. Заработанные деньги идут на оплату питания школьников. Хорошее дело? Конечно!

— Но прокуратура считает иначе, — сетует Анна Анатольевна. — Хотя родители пишут расписки, что не возражают против участия детей в таких работах, прокуратура постоянно нас наказывает за привлечение несовершеннолетних к труду. А ведь вспомните, в селах дети всегда участвовали в осенних сельхозработах. Кстати, многие ребята только благодаря этому имеют возможность хоть раз в день получать горячее питание.

Головная  боль

К

ак оказалось, и по качеству образования Андреевская школа тоже на высоте. Из 19 выпускников этого года пятеро поступили в высшие учебные заведения — медицинский университет, университет экономики и торговли имени Туган-Барановского, институт МВД.

Что же движет молодой инициативной директрисой? Зарплата у нее по сравнению с другими здешними учителями самая низкая, потому что она не ведет уроки (считает, что тогда просто некогда в полную силу будет заниматься школой), выходных чаще всего не бывает.

— Муж часто подсмеивается надо мной, говорит, дескать, не работа у меня, а хобби, учитывая  маленькое вознаграждение за нее, — объясняет Анна Кравченко.

Получается, что главная действующая сила — энтузиазм. Но есть проблемы, которые даже таким инициативным директорам не решить, поскольку от них они не зависят. Сейчас в Андреевской школе 180 учащихся. А когда здесь училась Анна Анатольевна, учеников было более трехсот.

По всем показателям к 2012 году ожидается наплыв первоклашек. Казалось бы, радоваться надо. А директор беспокоится. Хотя благодаря высокому пособию на новорожденного ребенка рождаемость в селе растет, происходит это отнюдь не за счет благополучных семей. Уже сейчас такие родители, готовые ради денег чуть ли не каждый год рожать, просят отправить своих старших детей в приют. Одними пособиями проблему не решишь, убеждена Анна Анатольевна. Необходимо повышать оплату и престиж сельского труда, чтобы люди рассчитывали жить не за счет “детских” денег, а на свои кровные — заработанные в поле, на ферме.

Андреевка, Донецкая область